Наука. Основные эпохи в истории науки, страница 11

Ни в коем случае нельзя смешивать описание и объяснение в означенном четверояком смысле с упоминавшимися выше логическими операциями, с описанием и пояснением (объяснением) как мыслительными приемами!

Хотя объяснение предполагает доказательность, обоснованность суждений, нельзя смешивать объяснение с доказательством и обоснованием (см. Раздел 4).

Описание - выражение данных опыта, фиксация результатов наблюдения (или эксперимента) посредством естественного или искусственного языка.

Объяснение - раскрытие сущности явления, то есть установление причинных и функциональных связей, определяющих его существенные (неотъемлемые) особенности. Обычно явление считается объясненным, если удается подвести его под некоторый закон, продемонстрировать механизмы воспроизводства и эволюции. В социально-гуманитарных науках объяснение события предполагает также учет мотивов и целей его участников.

Предсказание - предположение о будущих состояниях явления, неразрывно связанное с его объяснением.

Интерпретация (истолкование) в узком смысле слова - это установление значения какого-либо символа или выражения формального языка (например: “Формула Н2О выражает состав, структуру и химические свойства воды”). Интерпретация в широком смысле слова - это установление отношения научной теории к ее объекту, к области действительности. Интерпретация осуществляется посредством образов сознания, которые, с одной стороны, уподобляются объектам действительности; с другой,- понятиям и предложениям теории. Один и тот же объект может описываться разными теориями, а теория может относиться к разным объектам (все они называются ее интерпретациями).

Понимание - это, с точки зрения формальной логики, нахождение существенных признаков предмета, формирование понятия. Согласно широкой, научно-философской трактовке, понимание - это раскрытие смысла явления, текста или поступка, проникновение в духовный мир автора некоторого утверждения или научной теории. Понимание тесно связано с сопереживанием, то есть со способностью воспроизводить мир субъективных, психических образов другого человека. Люди (даже машины) могут успешно обрабатывать информацию, не понимая ее.
5.4. Основные эпохи в истории науки

Привычная нам структурная организация науки (аспекты, отрасли, уровни) - результат длительной эволюции.

В основание периодизации науки можно положить либо формально-хронологический принцип, либо содержательный. Минусы формально-хронологического подхода очевидны: границы периодов, заданные внешними факторами (будь то смена великих исторических эпох или просто круглые даты на шкале времени), не совпадают с моментами качественных изменений в истории самого явления. В случае содержательного подхода возникают трудности иного рода. Необходимо учитывать множество параметров. Темпы (и логика) развития разных областей знания неодинаковы, нередко старое и новое сосуществуют довольно длительное время. Выводы, сделанные на материале, скажем, истории физики, нельзя автоматически распространить на историю науки в целом. Кроме того, направление и темпы эволюции науки в значительной степени определяются действительно внешними факторами.

В учебной (тем более, в научной) литературе соседствуют четыре историко-хронологические трактовки науки:

- наукой считают ту форму знания (и познания), более того, то триединое социальное явление (см. выше), что оформилось не ранее рубежа XVI-XVII вв. (узкая трактовка); при этом соответствующие формы знания (и познавательной деятельности), существовавшие в античности и средневековье, называют преднаукой;

- в понятие науки включают наряду с новоевропейской формой также средневековую и античную (широкая трактовка); преднаукой в этом случае называют системы знаний, возникшие на Древнем Востоке в III-I тысячелетии до н.э.;

- понятие науки распространяют даже на знания, накопленные в странах Древнего Востока (расширительная трактовка);

- науку отождествляют со всяким более или менее продуманным и специализированным знанием, бытовавшим еще в доисторические времена, с учением, обучением, опытом (нестрогая трактовка, соответствующая значению слова в разговорном языке и также встречающаяся в историко-научной литературе: “Кузнецы хранили тайны своей науки от непосвященных”).