Наука. Основные эпохи в истории науки, страница 14

2) Умозрительность, выразившаяся, с одной стороны, в недооценке значения опытного знания; а, с другой,- в господстве натурфилософских учений. Натурфилософия - это умозрительное истолкование явлений природы, которая рассматривается как одно целое, единый живой Космос. Натурфилософия основана на произвольных аналогиях и домыслах, сочетает элементы разнообразных научных знаний, философии, мифологии, здравого смысла. Например, “физика” Аристотеля постулировала принципиальное различие между надлунным (небесным) и подлунным (земным) мирами, существование Перводвигателя и первоматерии, наличие целесообразности в природе и стремление всех тел в конечном Космосе к своему “естественному месту”...

3) Разрыв между математическим знанием и естествознанием: неверие в возможность применения математики к исследованию природы, неразработанность количественных методов исследования, господство так называемой “качественной физики”.

4) Неоформленность науки в качестве социального института (по крайней мере, в том виде, в каком он оформился в Новое Время).

На протяжении двух тысячелетий развитие научно-философской мысли протекало (впрочем, протекает и по сей день) под знаком дискуссии между Платоном и Аристотелем по кардинальным мировоззренческим и методологическим вопросам. Сравним некоторые положения двух научных программ.

Платон и его сторонники  

Аристотель и его сторонники

1) Противопоставление философии обыденным представлениям, низкая оценка здравого смысла        

Высокая оценка здравого смысла, отказ от противопоставления повседневного опыта науке и философии

2) Чувства, ощущения не могут быть источником истинного знания; тело - темница души         

Ощущения являются необходимой ступенью познания

3) Концепция двух миров (мир эйдосов и мир телесных вещей)       

Концепция единого мира

4) Реально (и притом отдельно от вещей) существует лишь общее    

Реальны единичные сущности; общее присутствует в самих единичных вещах

5) Научное знание - это знание общего   

Научному познанию подлежит особенное, уникальное

6) Знание высших истин врождено человеку; познание - это вспоминание виденного душой в потустороннем мире          

Знания не врождены, а являются результатом личного опыта, истории общества, истории науки

7) Достоверное знание возможно лишь о том, что доступно математике, о том, что неизменно, неподвижно; научное исследование природы невозможно     

Невозможно понять природу, если исходить из того, что она устроена по законам математики; центральным понятием физики, исследующей природу, является движение

8) Метод науки - диалектика         

Метод науки - аналитика, формальная логика

9) Ориентируется на “небесные” ценности, расположен к созданию политических утопий, ко всякого рода крайностям   

Ориентируется на “земные” ценности, на реальное положение вещей, предпочитает компромиссные решения

10) Склоняется к гипотезе о бессмертии души  

Склоняется к гипотезе о смертности души

Главной особенностью средневекового мировоззрения, в том числе, науки, является теоцентризм, то есть подчиненность принципам теистической религии, а именно, христианства. Какие бы исследования ученый не проводил, какие бы результаты не получал, догматы христианского вероучения (авторитет Писания) оставались для него непререкаемыми!

   Теизм (от греч. theos - бог) - это религиозная концепция, суть которой заключатся в следующем. Единый, всемогущий, всеведущий Бог (принцип монотеизма), являющийся личностью (принцип персонализма) и пребывающий вне мира, вне пространства и времени (принцип трансцендентности), сотворил мир из ничего в акте свободной воли (принцип креационизма) и полностью распоряжается им, открывая человеку Истину через Священное Писание (принцип ревеляционизма, или откровения). Теистических религий три: иудаизм, христианство, ислам.