Наука. Основные эпохи в истории науки, страница 16

4) Обычное для средневековой схоластики отвлеченное теоретизирование (размышления о том, чего нет, но что могло бы быть) способствовало расцвету культуры научного воображения, совершенствованию метода выдвижения и опровержения гипотез.

5) Под влиянием христианской этики изменялось отношение к физическому (и умственному) труду. Труд стал рассматриваться как форма борьбы с праздностью, как деятельность, достойная христиан, что санкционировало его рационализацию (в античную эпоху рациональными признавались наука и право, но не физический труд), а значит, инновационно-техническую деятельность (к тому же, освобождавшую время для молитвы).

6) Необходимость подготовки церковных кадров, способных вести эффективную проповедническую деятельность, управлять передовым монастырским хозяйством и активно участвовать в жизни общества, послужила причиной того, что внутри христианского мировоззрения, в конечном счете, возобладала рационалистическая тенденция.

7) Предпринимались попытки критического переосмысления физики Аристотеля, в частности, разрабатывалась теория движения (учение об импетусе).

8) Христианский провиденциализм стал первой формой осознания исторического процесса (история как однократная, необратимая и имеющая определенное направление и смысл последовательность неповторимых событий), стал предпосылкой всей современной системы социально-исторического знания.

9) На закате средневековья (XVI-XVIII вв.) неоценимый вклад в становление классической науки внесли протестанты, этические установки которых оказались созвучны ее устремлениям: мирской аскетизм, экономический рационализм (минимизация ритуала, методическая профессиональная деятельность и т.д.), антитрадиционализм, индивидуализм... Пуритане одобряли обращение к опыту (именно эмпирический опыт приближает нас к Богу), выступали против “язычника” Аристотеля и его иерархической модели космоса (косвенно оправдывавшей иерархию церковную), в конце концов, поддержали и гелиоцентрическую гипотезу (человек не может изначально пребывать в центре мироздания, ибо должен всего добиваться ценой собственных усилий).

10) Продолжалось накопление научных фактов в области механики, ботаники, алхимии, минералогии, оптики, медицины, космографии и в некоторых других областях (например, наблюдение магнетизма).

Ключевая роль в переходе от средневековой науки к современной принадлежит Николаю Кузанскому (1401-1464), Николаю Копернику (1473-1543), Галилео Галилею (1564-1642). Они довели до логического конца работу, начатую их многочисленными предшественниками.

Галилею удалось соединить физику как науку о движении тел с математикой как наукой об идеальных объектах и, таким образом, заложить фундамент классической механики и всего экспериментально-математического естествознания. Однако он не объяснил того, что совершил, не дал философского обоснования новому пониманию науки и ее предмета, не построил целостную картину мира. Это предстояло сделать Рене Декарту. Вот почему именно Декарт, наряду с Фрэнсисом Бэконом, считается родоначальником философии и науки Нового времени (см. Раздел 2).

Согласно историко-научной концепции, разработанной В.С. Степиным, новоевропейская наука проходит в своем развитии несколько этапов (см. выше). Кратко напомним особенности каждого из этапов.

Классической науке присущи следующие черты.

1) Объектом познания выступают малые системы, тела, механизмы (все связи такого объекта жестко детерминированы, координаты однозначно фиксируемы и т.д.).

2) Субстанциалистское понимание объекта.

3) Из описания и объяснения объекта исключается всё, что относится к субъекту, к его познавательной деятельности.

4) В основании научного познания сохраняется наивно-реалистическая установка. Идеалом познания является построение абсолютно истинной картины природы.

5) Господствует механицизм (редукция любых знаний о природе к представлениям механики; объяснить явление значит понять его механические причины), а также неразрывно связанные с ним геометризм, квонтитативизм (“познать значит измерить”), жесткий детерминизм.