Наука. Основные эпохи в истории науки, страница 17

Неклассической науке свойственны существенные отличия от классической.

1) Объектом исследований становятся сложноорганизованные многоуровневые системы, в которых существуют массовые стохастические процессы, управляющий уровень, обратная связь.

2) Десубстанциалистское, процессуальное понимание объекта.

3) В описание и объяснение объекта с необходимостью включаются указания на средства познавательной деятельности и познавательные операции; субъект оказывается “помещенным внутрь” объекта.

4) Происходит отказ от прямолинейного онтологизма, от фотографизма, от идеала единственно верной теории; приходит понимание относительной истинности теорий и допускается сосуществование нескольких описаний одной и той же реальности.

5) Преодолеваются ограниченности механицизма, наивного геометризма, жесткого детерминизма; получают признание вероятностное объяснение, теория систем, кибернетика.

Постнеклассическую науку отличает спектр следующих тесно взаимосвязанных особенностей.

1) В поле зрения науки попадают сложные открытые, саморазвивающиеся системы, в том числе, человекоразмерные объекты (система “человек-машина”, биосфера, Земля, Вселенная).

2) Происходит отказ от идеала ценностно-нейтрального знания: в описание и объяснение объекта включается аксиологическая компонента.

3) Изменяется характер научной деятельности. Возрастает удельный вес междисциплинарных, комплексных исследований. Интенсифицируется интеграция научного знания, осуществляется синтез наук прикладных и фундаментальных, естественных и социальных.

4) После того, как вслед за биологией, астрономией и землеведеньем на путь исследования исторически развивающихся систем вступила физика, принципы самоорганизации и глобального эволюционизма становятся основой общенаучного синтеза; методы исторической реконструкции проникают во все области знания.

5) Развитие науки всё в большей степени обусловливается социальными факторами; начинают превалировать цели экономического, социально-политического, экологического характера.

Становление постнеклассической науки связано с началом научно-технической революции.
5.5. Научно-технический прогресс

Что касаеся отношения философов (да и остальной части общества) к научно-техническому прогрессу, то общественное сознание последних столетий отличается упорным противостоянием сциентизма и антисциентизма.

Сциентизм (от лат. scientia - наука) - философско-мировоззренческая позиция, приверженцы которой считают науку (в первую очередь, естествознание и технику) наивысшей культурной ценностью, главным фактором исторического прогресса и средством решения любых социальных проблем. Антисциентизм - философско-мировоззренческая позиция, приверженцы которой трактуют науку как силу враждебную человеку и возлагают на нее ответственность за возникновение не только экологических, но и прочих социальных проблем; радикальные выразители антисциентизма призывают отказаться от науки и вернуться к “традиционным” формам бытия.

Сциентизм находит проявление и в нравственности нынешних поколений людей, и в политике. Технократизм - одно из проявлений сциентизма, концепция, согласно которой управлять обществом в интересах всех его членов должны носители “коллективного разума”, то есть ученые, инженеры, менеджеры. Технократия - политическая власть технических специалистов, а также сами эти специалисты, принадлежащие к правящей элите (родоначальником или, по крайней мере, предшественником технократической идеологии можно считать Фрэнсиса Бэкона). Технологический детерминизм - концепция, в целом, сциентистская, трактующая всю историю человечества как прямой результат технического прогресса; методологический принцип, в соответствии с которым любые изменения в обществе (в экономике, в социальных отношениях) объясняются изменениями в сфере производственных технологий. Принцип находит выражение в теориях индустриального и постиндустриального обществ. Напротив, технофобия - одно из проявлений антисциентизма, отрицательное отношение к научно-техническому прогрессу, опасение, что неконтролируемое вторжение техники в нашу жизнь повлечет за собой утрату гуманистических ценностей, превращение человека в придаток машины.