Наука. Основные эпохи в истории науки, страница 6

В структуре научного знания разграничивают три уровня: эмпирический, теоретический, метатеоретический.

Сравним эмпирический и теоретический уровни.

Признак, по которому проводится сравнение    

Эмпирический уровень     

Теоретический уровень

1) предмет исследования   

явления и поверхностные связи между ними    

сущность и причинные связи между явлениями, законы природы

2) познавательные задачи  

описание явлений   

объяснение явлений

3) методы и средства исследования         

наблюдение, измерение, эксперимент, эмпирическое обобщение; приборы

аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод, формализация и др.

4) характер исходной абстракции

эмпирический идеальный объект 

теоретический идеальный объект

5) тип получаемого знания (форма организации знания)         

научный факт, эмпирические зависимости        

теория,

законы науки

6) способ верификации утверждений      

преимущественно непосредственная      

преимущественно косвенная

7) соотношение чувственного и абстрактно-мысленного        

доминируют формы чувственного познания (ощущение, восприятие)         

доминируют формы абстрактного

мышления (понятие, суждение, умозаключение)

Теория - особая форма организации знания; это система взаимосвязанных положений, выводимых по определенным правилам из некоторых исходных понятий, которая дает целостное представление об объекте.

Таким образом, в структуре научной теории ясно различимы несколько элементов:

а) эмпирическая основа - факты, зафиксированные средствами самой же теории и требующие объяснения;

б) теоретическая основа - исходные понятия, допущения, постулаты, аксиомы, методологические принципы различного порядка (в рамках данной теории не доказываются);

в) идеальный теоретический объект - абстрактная модель исследуемого объекта действительности;

г) логика теории - допустимые правила логического вывода, правила доказательства;

д) основной массив теории - совокупность выведенных в рамках данной теории утверждений (констатирующих, объясняющих, предсказывающих) вместе с их доказательством.

Факт - особая форма организации знания; это утверждение, фиксирующее эмпирическое (опытное) знание о некотором явлении: “Температура кипения вещества Z при условии F составляет T0 ” Часто фактом называют и само явление действительности, но такое нестрогое словоупотребление для нас малоприемлемо. В логике и методологии противоположностью факта считается гипотеза (а не вымысел!).

Открыть, сформулировать, понять факт можно только с помощью теории, а раскрыть смысл теории, понять ее, истолковать, проверить можно только через факты. Говорят о теоретической нагруженности факта и о предметной отнесенности теории: “При охлаждении под давлением кремний становится сверхпроводником”. Предложение констатирует факт и одновременно отсылает к теории сверхпроводимости. Факты вне конкретной теории не существуют! Поэтому недопустимо ставить знак равенства между обыденным познанием (“живым созерцанием”) и познанием эмпирическим, которое, будучи одним из уровней познания научного, существует неотрывно от определенных теоретических представлений.

Допустим, изучается процесс падения тел. Уже в ходе обычного “живого созерцания” реализуются все познавательные способности - и чувственные, и абстрактно-мыслительные. Человек ощущает нечто и одновременно понимает, что ЭТО - “тела” и что они - “падают” (любое явление дано сознанию посредством определенного способа понимания, “чистого” чувственного опыта не бывает, да даже если бы и был, он утрачивал бы чистоту при выражении его посредством языка). Но для того, чтобы шагнуть с плоскости обыденного знания на эмпирический уровень науки, необходимо осуществить рефлексию над процессом познания, а именно, четко определить познавательные задачи, методы и исходные понятия, наконец, сконструировать эмпирический идеальный объект.