Наука. Основные эпохи в истории науки, страница 19

От указанных направлений НТР следует отличать ее социальные последствия (“социальное содержание”): ускорение темпов общественного развития; изменения в социальной структуре; изменения в структуре личности; появление новых возможностей манипуляции человеком; рост уровня общего и специального образования населения; процесс глобализации человечества и формирование специфического спектра глобальных проблем (экологические проблемы, демографические проблемы, угроза самоуничтожения цивилизации)...

Таким образом, тема науки и научно-технического прогресса попадает в поле зрения социальной философии.
Вопросы для самоконтроля к pазделу 5

1) Что вы понимаете под наукой? Перечислите специфические отличия науки от других форм знания.

2) Укажите все известные вам различия между эмпирическим и теоретическим уровнями научного знания. Что такое теория, факт, идеальный объект, доказательство, объяснение, описание, интерпретация?

3) Что такое метод? Воспроизведите классификацию методов. Чем метод познания отличается от приема познания?

4) В чем заключаются различия между наблюдением и экспериментом?

5) Охарактеризуйте все известные вам методы теоретического познания.

6) Охарактеризуйте метатеоретический уровень научного знания. Какие компоненты он включает?

7) Что понимается под научной картиной мира? Охарактеризуйте ее главные составляющие.

8) Древние египтяне и вавилоняне не занимались доказательством теорем (хотя некоторые теоремы, видимо, были им известны). Почему? Предложите несколько гипотез.

9) Как известно, наука Нового времени складывалась в борьбе против воззрений Аристотеля. Как объяснить тот факт, что философ и ученый, чьи взгляды в области биологии, медицины, психологии и логики отличались глубиной и объективностью, создал физико-космологическое учение, препятствовавшее открытию законов движения?

10) Почему распространение пантеизма могло способствовать укреплению авторитета деятельности ученого, становлению научного мировоззрения? Какая из двух позиций - теизм или пантеизм - лучше сочетается с механистической картиной мира, с классической механикой? Существуют ли, по-Вашему, неразрешимые противоречия между научным мировоззрением и христианской религией? Дайте развернутый ответ.

11) Сравните особенности классической, неклассической и постнеклассической науки. Обратите внимание на то, как изменяются объект исследований, субъект, методы и средства, цели и ценности, характер научной деятельности, социальный статус ученого и т.д. Результаты оформите в виде таблицы.

12) Каким образом меняется характер научной деятельности в результате внедрения дорогостоящих приборных комплексов? Укажите как можно больше последствий. Каким образом меняется характер научной деятельности в результате ее компьютеризации, в результате глобальной информатизации общества? Укажите как можно больше конкретных последствий.

13) Какая разница между понятиями “научно-технический прогресс” и “научно-техническая революция”? Назовите основные направления и социальные последствия научно-технической революции.

14) Дайте предельно четкие определения понятиям “сциентизм” и “антисциентизм”.

15) Сравните классификации наук, предложенные Аристотелем, Бэконом, Декартом, Гоббсом, Спенсером и Вернадским. Попытайтесь определить, в чем заключается главная, специфическая особенность каждой из этих классификаций.