Наука. Основные эпохи в истории науки, страница 7

Эмпирический идеальный объект - это абстракция объекта реального. У падающего тела имеется много признаков (цвет, вкус, царапина), а у соответствующего эмпирического объекта - лишь несколько: масса, скорость, высота над поверхностью земли. Процедура конструирования эмпирического объекта имеет решающее значение для судьбы всего дальнейшего исследования: какие признаки существенны с точки зрения решения поставленных познавательных задач? Что следует отбросить, а что - принять во внимание?

Первичным результатом наблюдений и измерений становятся эмпирические данные. Данные повторяющихся наблюдений сравниваются между собой, проверяются, обрабатываются. В итоге устанавливается научный факт: “g = 9,8 м/с2 ”. Причем, уже на стадии протоколирования данных ученый обращается к определенным теоретическим представлениям.

На теоретическом уровне факты (и, соответственно, явления природы) получают объяснение. Падение тел объясняется действием силы тяжести, газовые законы - поведением молекул. Теории и законы науки формулируются не относительно “реальных” (в наивно-материалистическом, обыденном понимании) объектов, а относительно теоретических идеальных объектов, простейшие примеры которых - материальная точка, абсолютно черное тело, идеальный газ, идеальная популяция. Ведь в природе не бывает ни тел, обладающих массой, но не имеющих размера, ни популяций, где все особи скрещиваются равновероятно. Теоретический объект отличается от эмпирического большей сложностью и служит моделью, с помощью которой объясняются (а не только описываются) те или иные феномены. Если эмпирические объекты просто замещают реальные вещи и процессы, то теоретический объект (машину Тьюринга, идеальный газ с “демонами” Больцмана и Максвелла, вагон и лифт Эйнштейна) не всегда можно напрямую соотнести с каким-либо явлением действительности.

На процесс формирования теории оказывает влияние не только накопление опытного материала (“снизу”), но и содержание метатеоретического уровня (“сверху”), то есть разнообразные культурные, духовные, психологические предпосылки собственно научно-теоретической деятельности. К понятию “метатеоретический уровень” близки по смыслу понятия “метатеория” (теория о теории), “интертеория” (совокупность всех сведений, учитываемых при рассмотрении теории), “парадигма” и “научно-исследовательская программа”, “научная программа”, “стиль мышления”, “картина мира”, “архетип теоретического мышления”, “мировоззренческие основания науки”, “собственные и философские основания науки”, “основания науки”.

В структуре оснований науки, как показал В.С. Степин, обнаруживаются, по меньшей мере, три блока.

I) Идеалы и нормы научного познания:

1) идеалы и нормы доказательности и обоснования;

2) идеалы и нормы объяснения и описания;

3) идеалы и нормы построения и организации знания.

II) Научная картина мира, которая складывается в результате синтеза знаний, полученных в различных науках, и обладает чрезвычайно сложной, многоуровневой структурой:

1) общенаучная картина мира (охватывает представления о природе, об обществе, о человеке и познании);

2) естественнонаучная картина мира (вбирает в себя общенаучные понятия, фундаментальные понятия отдельных наук, прежде всего той области знания, которая лидирует в данную эпоху, а также наглядные представления о мире) и картина истории;

3) локальные научные картины мира, или картины реальности (существуют в границах отдельных наук).

III) Философские основания науки, то есть разнородные, разнопорядковые идеи и принципы, обосновывающие, в частности, упомянутые выше идеалы и нормы познания:

1) онтологическая подсистема (понимание причины, необходимости, случайности, пространства, времени и т.п.; принцип, согласно которому любое явление имеет причину и следствие; принцип единства материи и движения и т.д.);

2) эпистемологическая подсистема (понимание истины, знания, теории, метода, объяснения и т.п.).