Наука. Основные эпохи в истории науки, страница 12

(Еще встречается чрезмерно узкая трактовка, признающая наукой лишь физико-математическое знание или, в лучшем случае, дисциплины, оперирующие количественными методами: эмпирическая социология - наука, а социальная философия - нет. Правда, тогда речь заходит о признаках научного знания, а не о том, когда оно возникло; чрезмерно узкая трактовка сущности науки может быть согласована с любой из первых трех историко-хронологических трактовок).

Сторонники расширительной трактовки придают решающее значение изобретению письменности и применению ее для записи наблюдений и обобщений (астрономические записи); сторонники широкой - появлению особой профессиональной группы, занимавшейся научно-познавательной деятельностью, и отделению науки от других сфер духовной культуры; сторонники узкой - таким специфическим чертам новоевропейской науки, как эксперимент, связь с производством, оформленность социального института, близость к современным представлениям о мире (сегодня отвергают физику Аристотеля, но не физику Ньютона). Нужно заметить, что ни один из доводов не является безупречным ни с точки зрения логики, ни в плане соответствия историческим фактам.

К сожалению, вопрос о времени возникновения науки часто пытаются свести к спору о словах, о том, что и как следует называть. На самом же деле, проблема гораздо серьезнее. Она заключается в определении глубины преемственности современной науки (как многогранного явления) великим духовным исканиям античности и средневековья. Предпочтительна широкая трактовка науки, ибо принятие узкой чревато отрицанием единства европейской мировоззренческой традиции (следовательно, непризнанием ключевой роли науки в становлении западной цивилизации), а принятие расширительной ведет, соответственно, к растворению науки в других формах культуры (и, опять же, к забвению коренного отличия Запада, признающего абсолютную ценность разума и личной свободы, от так называемых “традиционных обществ”). Широкая трактовка позволяет избежать нежелательных крайностей - нигилизма и традиционализма. Нигилизм - установка на полный разрыв с традицией. Традиционализм (в науке, в быту, в морали, в религии) - это неукоснительное следование традиции, проявляющееся, в частности, в фундаментализме. Фундаментализм - позиция, приверженцы которой выступают категорически против пересмотра классических, часто устаревших понятий, принципов, догм. Модернизм - противоположность фундаментализма, стремление пересмотреть, обновить устаревшие представления о чем-либо, вступающие в противоречие с новыми реалиями. Не следует путать модернизм с модернизацией, то есть с “осовремениванием” (с неадекватной интерпретацией) событий, явлений прошлого.

В истории (включая предысторию) научно-познавательной деятельности целесообразно дифференцировать пять эпох.

1) Донаучное знание (доисторические и раннеисторические времена).

2) Преднаучное знание Египта и Шумера (III-I тысячелетие до н.э.), включая “науку” поздневавилонского периода (IV-II вв. до н.э.).

(границы периода по И.М. Дьяконову)

3) Античная наука (VI в. до н.э. - VI в. н.э.):

(периодизация по И.Д. Рожанскому)

а) наука классического периода (VI-IV вв. до н.э.);

б) эллинистическая наука (III в. до н.э. - VI в. н.э.).

4) Средневековая наука:

(периодизация по В.В. Соколову, В.И. Уколовой, В.П. Гайденко и др.)

а) наука эпохи “последних римлян”, зарождение средневекового энциклопедизма (VI-VIII вв.);

б) наука эпохи господства схоластики (IX-XIV вв.);

в) наука эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.).

5) Новоевропейская наука, наука в узком смысле слова (возникает на рубеже XVI-XVII вв.):

(периодизация по В.С. Степину)

а) классическая наука (XVII-XIX вв.) -

а-1) додисциплинарная наука (XVII-XVIII вв.),

а-2) дисциплинарно организованная наука (XIX в.);

б) неклассическая наука (первая половина XX в.);

в) постнеклассическая, современная наука (вторая половина ХХ в.).