Наука. Основные эпохи в истории науки, страница 3

g) системность, то есть сочетание единства знаний с подчинением одних знаний другим.

Таким образом, сфера науки, или знания (эпистеме) была отграничена от сфер искусства (техне), опыта (эмпириа) и мнения (докса). Предметом опыта могут быть лишь единичные факты (а не всеобщее), выражением мнения - лишь вероятностные суждения (а не необходимые), признаком искусства - производство (а не созерцание). Известное ему множество наук Аристотель подразделил на теоретические, или созерцательные (знание ради знания), практические, или деятельностные (знание ради поступка) и пойетические, или творческие (знание ради творчества).

К теоретическим наукам он отнес первую философию, впоследствии названную метафизикой (ее предмет - то, что существует самостоятельно и неподвижно), физику, включающую в современном понимании также биологические, психологические и прочие природоведческие знания (ее предмет - то, что существует самостоятельно, но движется) и математику (ее предмет - то, что не существует “отдельно” и не движется). К практическим - этику и политику, включающие различные области социального знания. К творческим - риторику и поэтику. За пределами этой иерархической системы осталась еще формальная логика - орудие познания. Уже в те далекие времена систематизация знаний была делом непростым. Какая из наук “выше”: физика или математика. Предмет математики более абстрактен, прост, неподвижен (что представлялось ценностью). Зато предмет физики более реален, поэтому Аристотель отвел ей более высокое место в иерархии наук.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626), выступивший против античного идеала созерцательной науки и объявивший единственным источником достоверного знания опыт, разделил “всё знание” в соответствии с тремя интеллектуальными способностями. Памяти соответствует история (то есть опытное знание, описание фактов, имеющее дело с индивидуальными предметами), воображению - поэзия (искусство вообще), рассудку - философия (то есть любая наука, имеющая дело с абстрактными понятиями, с законами природы). “История” разветвляется на естественную и гражданскую, а “философия” ветвится примерно так:

философия= наука  

1) теология (священная)     

2) первая философия          

1) учение о боге

(теология естественная)     

2) учение о природе (естественная философия) 

1) учение теоретическое    

физика, метафизика

2) учение практическое      

магия, механика

3) учение о человеке           

1) учение о душе     

логика,     этика

2) учение о теле       

медицина, косметика, атлетика, учение о наслаждении

В качестве “приложения” к естественной философии Бэкон добавил математику, которую разбил на чистую (арифметика, геометрия) и смешанную (астрономия, теория музыки, архитектура, теория машин, учение о перспективе). Были добавлены и другие любопытные приложения и отделы. Так, в логику были включены искусство открытия, искусство суждения и искусство сообщения.

Рене Декарт (1596-1650), в отличие от Бэкона придававший первостепенное значение не опытно-экспериментальному познанию, а теоретическому разуму, распределил науки по трем классам. Науки первого класса - кардинальные - выводятся дедуктивным путем из простейших самоочевидных принципов (из так называемых интуиций). К этому классу Декарт отнес философию и математику. Принципы наук второго класса - экспериментальных - не являются столь же ясными уму, но требуют наблюдений. Науки третьего класса, либеральные, они же “свободные искусства” - медицина, музыка, поэтика, политика и множество подобных им - требуют практического навыка и “черпают свою истинность” из наук более высоких классов.

Джон Локк (1632-1704) обособил три “великих области интеллектуального мира”, три разряда наук. Физика изучает вещи, существующие сами по себе. Предметом ее являются, как строение и свойства материальных тел, так и ангелы (и Бог). Цель физики - умозрительная истина. Предметом “практики” (включающей этику) являются действия, зависящие от нас. Цель ее - справедливость и соответствующее ей поведение. Семиотика (логика) изучает знаки, которыми пользуется ум, то есть идеи и слова. Ее цель - правильное употребление знаков в интересах познания.