Наука. Основные эпохи в истории науки, страница 15

   Пантеизм (от греч. pan - всё и theos - бог) - это отождествление Бога и мира, растворение Бога в природе. В эпоху средневековья пантеизм, тесно связанный с платонизмом, часто выступал в качестве мировоззренческой основы еретических учений, а, кроме того, служил формой эмансипации науки от религии.

   Деизм (от лат. deus - бог) - это концепция, согласно которой Бог, сотворив мир, больше не вмешивается в естественный ход событий. Деизм получил распространение не ранее XVII века.

С теоцентризмом связаны и все остальные особенности средневековой науки:

- укорененность в церковной организации (церковь, в частности, явилась учредителем и покровителем первых университетов);

- символизм и текстуализм (любое природное явление - это знак, символ, сообщение; Библия и природа - это тексты одного и того же Автора, подлежащие чтению и толкованию);

- энциклопедизм и дидактизм, то есть подчиненность науки задачам образования, нацеленность не столько на открытие нового, сколько на систематизацию знаний, на разъяснение и понимание вечных божественных истин;

- традиционализм (почитание традиции; намеренное подражание предшественникам и слабая выраженность личного авторства; неготовность к критике основ христианского вероучения, к критике церковных и научных авторитетов);

- проникновение элементов юридического мышления в науку;

- созерцательный настрой и умозрительность, доставшиеся в наследство от античности.

Умозрительность выразилась, во-первых, в преемственности естествознания прежним натурфилософским теориям, в верности учению Аристотеля (космос по-прежнему понимался как иерархически организованная целостность, хотя подготовка к изменению картины мира шла полным ходом,- см. ниже); во-вторых,- в господстве схоластического стиля мышления (см. Раздел 2)

Классификация наук сохраняла вид, приданный ей Аристотелем, и соответствовала ступеням университетского образования: тривиум-квадривиум-медицина-право-теология.

1) философия теоретическая         

а) теология   

б) математика          

арифметика, геометрия, музыка, астрономия (квадривиум)

в) физика      

2) философия практическая           

этика, экономика, политика

3) механика  

4) логика       

грамматика, диалектика, риторика (тривиум)

В течение целого тысячелетия продолжался сложный, внутренне противоречивый процесс формирования предпосылок науки Нового времени. Перечислим важнейшие мировоззренческие и методологические достижения средневековой научной мысли.

1) Присущая христианскому мировоззрению идея боговоплощения положила начало преодолению пропасти между природой и человеком, между естественным и искусственным, между теорией и практикой. Во-первых, принцип внеположенности Бога миру вел к десакрализации природы, следовательно, открывал путь к ее завоеванию, санкционировал техническую и экспериментальную деятельность. Во-вторых, поскольку природа - тоже творение, то принципиальное различие между естественным и искусственным исчезает. А, с другой стороны, в-третьих, человек, созданный по образу и подобию Творца, несомненно, и сам способен к творчеству, к познанию и преобразованию мира.

2) Под воздействием христианских представлений о бесконечной личности Творца произошло переосмысление понятия бесконечности. Из синонима несовершенства бесконечность превратилась в признак подлинного бытия (древним эллинам Космос представлялся в виде огромного тела, бесконечность же связывалась с отсутствием предела, формы и трактовалась как небытие). Постепенно зарождалась идея бесконечности Вселенной (мог ли совершенный Творец создать несовершенную, конечную Вселенную?!). Появлялись понятия, необходимые для становления классической механики: “бесконечно удаленная точка”, “бесконечно большое тело”...

3) Под влиянием теистической концепции ученые стали интересоваться не столько целевыми, сколько действующими причинами, то есть конкретными связями, доступными наблюдению, конкретными механизмами явлений. Поэтому наметился поворот к опытному, даже к экспериментальному познанию природы.