Экономическая история и природа политики военного коммунизма. Некоторые оценки политики военного коммунизма. Новая экономическая политика в аграрном секторе, страница 6

1. Разложившаяся за время войны и революции система денежных доходов государства стимулировала переход на натуральные налоги, история которых насчитывает тысячелетия и которые еще в памяти населения аграрной страны.

2. Распад денежной системы вызвал бартерный обмен между городом и деревней. То есть натурализация отношений (переход на прямой обмен продуктами и услугами, минуя денежный оборот) города и деревни получила толчок снизу, а не со стороны государства.

3. В условиях замены продразверстки продналогом в 1921 г. товарно-денежные отношения были быстро восстановлены против воли государства. Оно не рассчитывало на возрождение товарооборота, вводя продналог, а полагало лишь упорядочить продуктообмен между городом и деревней.

4. Крестьяне только тогда отказались от бартерного обмена,  когда страна получила в 1924 г твердую денежную валюту – червонец. То есть  бартерный обмен не только раньше всего начался снизу, из деревни, но и закончился там позже.

5. Но самый убедительный довод, на наш взгляд, дает история Великой французской революции конца XVII- начала XVIII веков. В этот период историки констатируют очень знакомые нам явления: хлебная разверстка, подавление частного рынка в области хлебной торговли, организация вооруженных продотрядов за хлебом в деревню, карточная система распределения хлеба – по хлебным бонам, трудовая повинность, правительственный конт­роль за промышленными предприятиями. Все это имело место при полном отсутствии каких-либо устремлений к социалистическому переустройству.

Какова же логическая  связь распада денежного обращения и финансовой системы с трансформацией экономических отношений (речь идет о замене денежного обращения на бартерный обмен и отношений на основе денег на отношения  через натуральные повинности и натуральные налоги)?

Покрытие военных расходов за счет эмиссии вызывает, как известно, рост цен, обесценивая государственные доходы и вызывая номинальный рост расходов. Для ослабления влияния инфляции на бюджет правительство вводит твердые (указные) цены на продовольствие для снабжения армии и элементы промежуточного продукта для военной промышленности. Но рыночная среда живет по своим законам, реагируя на эмиссию ростом цен. Вначале разница между рыночной и указной ценой присваивается государством. Когда же указные цены потеряли всякий смысл, а по рыночным ценам государство не может получить необходимые ему товары и услуги, оно переходит к натурализации доходной части бюджета (натуральным повинностям и натуральным налогам), что неизбежно связано с заменой рыночного механизма административным.

Тогда для формирования доходной части бюджета объективными становятся следующие шаги:

1) на отказ крестьян продавать зерно государству по низким ценам, правительство объявляет хлебную монополию, а затем переходит к реквизициям и конфискациям сначала  зерна, а потом и других стратегических продуктов;

2) не имея возможности оплачивать трудовые услуги деньгами, государство обязывает к труду с помощью трудовой повинности. Получаемый паек в данном случае не есть проявление социалистических устремлений пролетариата, а следствие безденежного хозяйства.

3) национализация промышленности. Запасы национализированной промышленности сыграли важную роль в критические моменты гражданской войны. Эти запасы вместе с продразверсткой составили материальную базу ведения военных действий, которой не имели белогвардейские правительства.

И продразверстка, и фиксированные цены на важнейшие виды промежуточного продукта, и их государственное распределение – все эти элементы военной экономической политики были востребованы Советским правительством. Новыми звеньями политики были всеобщая трудовая повинность, переход на пайки вместо денежной заработной платы и национализация всей промышленности.