Экономическая история и природа политики военного коммунизма. Некоторые оценки политики военного коммунизма. Новая экономическая политика в аграрном секторе, страница 13

Уже весной 1922 г. конкуренция трестов на рынке продукции и рынке ресурсов привели к снижению цен, что повлекло убытки госпромышленности в размере 150-200 млн. руб. золотом. Тресты ответили монополизацией сбыта – созданием сбытовых синдикатов (форма монополии) на акционерных началах. Они были созданы трестами, про­изводящими потребительскую продукцию.

В тяжелой промышленности синдикаты были созданы ВСНХ. Это, безусловно, упростило государственное регулирование сбыта в тяжелой промышленности.

В течение 1922 г. и начале 1923 г. было создано 17 синдикатов и 74 % промышленности было синдицировано (сбывало продукцию через синдикаты). Первоначально синдикаты строили свои отношения на принципах хозрасчета, т. е. выполняли снабженческо-сбытовые функции на условиях собственной выгоды. На долю синдикатов в 1924-25 гг. приходилось 46 % всей внутренней государственной и кооперативной торговли.

Государству была очень удобна крупная распределительная монополия – синдикат. С ее помощью можно было относительно легко контролировать распределительные процессы в производстве. И оно способствовало укреплению крупных форм торговой деятельности путем  предоставления синдикатам акцизных льгот, ссуд по заготовке сырья и даже права на распределение госзаказов, дотаций, кредитов. Последние функции не свойственны синдикатам. Но подобная политика государства втягивала тресты в сферу влияния синдикатов и готовила почву для превращения синдикатов в форму государственного регулирования распределительных процессов, к возвращению в 1926 г. системы главков.

Сложившийся высокий монополизм производства и реализации продукции породил в конце 1923 г. кризис сбыта. Тресты и синдикаты создали ситуацию товарного голода в то время, как склады ломились от продукции. Так, Главное управление топлива (ГУТ) вздуло цены на уголь до уровня разорения своих потребителей. Цены быстро упали, когда два района угледобычи были переданы в эксплуатацию Наркомату путей сообщения. Конвенция металлосиндикатов привела к металлическому голоду на Урале при переполненных складах. Положение усугублялось тем, что крестьяне не в состоянии были покупать промышленную продукцию по монопольно высоким ценам. Цены на сельскохозяйственную продукцию формировались на конкурентном рынке и  поэтому были относительно низкими. «Ножницы цен» (соотношение цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, разрыв в ценах («раствор» ножниц)) составляли отношение 3:1. То есть относительные цены на продукцию индустриального сектора были в три раза выше, чем на продукцию аграрного сектора.

И тогда правительство начало принудительно снижать цены. В конце 1923 года они были снижены на 26 %. [18]

Если до осени 1923 г. цены определялись в основном конкурентными силами, то далее до конца НЭПа ценовая политика была важной компонентой экономической политики государства. Ф. Дзержинский, будучи тогда во главе ВСНХ, назвал современный ему метод регулирования цен топорным, но другого метода государственного регулирования цен еще не было известно.

Первый опыт прямого воздействия на цены в НЭПе явился вехой в истории рассматриваемого периода, связанной с началом ограничения рыночных начал в промышленности. Обнаружилось, что стихия монопольного и во многом олигопольного рынка разорительна. А методами фискальной и кредитной политики для регулирования высокомонополизированного рынка государство впол­не еще не овладело. 

После 1923 г. цены на промышленную продукцию периодически возрастали и административным способом снижались в 1924, 1926, 1927 годах.

Новый этап в реформах в промышленности наступает в 1923 г. после административного снижения цен и с выходом  декрета о трестах (10 апреля 1923 г.). В нем были оформлены не только отношения трестов с ВСНХ, но синдикаты стали рассматриваться как инструмент «планомерной организации горизонтальных связей между предприятиями»[19]. Декрет облегчал использование синдикатов для расширения влияния государства на распределительные отношения. Ограничение горизонтальных связей, т.е. связей между предприятиями, и есть еще один путь свертывания рыночных начал в промышленности