Экономическая история и природа политики военного коммунизма. Некоторые оценки политики военного коммунизма. Новая экономическая политика в аграрном секторе, страница 15

Сдавать предприятия в аренду имели право только органы государственной власти: ВСНХ, губернские и районные органы. Арендные предприятия были весьма самостоятельными. Договор определял лишь общие параметры экономической деятельности: ввод в действие предприятия, размеры восстановления и обновления основного капитала, объем выпуска продукции, соблюдение трудового законодательства и налоговой дисциплины, техники безопасности, ведение статистической отчетности.

Тем не менее, заключить договор аренды было непросто. Причин тому – множество: повышенная арендная плата, сложность организации производства в условиях разрухи, высокие цены и тарифы на ресурсы и услуги. Поэтому в 1922 г. от всего арендного фонда предприятий в аренду было сдано лишь 54 %, в 1923 г. – 72 %. Аренда привлекала и  криминальные элементы, и просто Остапов Бендеров, которые рассчитывали поживиться на расхищении арендуемого государственного имущества.

С 1924-25 гг. сдача предприятий в аренду стала сокращаться, а в 1928 г. была и вовсе прекращена.

Несмотря на сложности и препоны арендные предприятий предоставили около 80 тыс. рабочих мест (примерно 6 % общего их числа), была восстановлена масса мелких и средних пред­приятий. Именно они были активными участниками рынка потребительских товаров, торговали с деревней. Целесообразность арендной формы в организации мелкого и среднего бизнеса обусловлена незначительной потребностью в капитальных вложениях, что позволяло возобновляться мелкотоварному производству относительно быстро, исходя из потребностей хозяйственной жизни.

И, наконец, смешанные предприятия. В капитале и управлении такими предприятиями участвовали иностранцы. Основная сфера деятельности смешанных предприятий – внешняя торговля и что важно, – техническая помощь в проектировании и строительстве новых крупных предприятий. Часто смешанные предприятия рассматривались как концессии (техническая концессия). Из 163 договоров с инофирмами, заключенными к концу 1927 г. к чистым концессиям относилось только 92.

Опыт технических концессий и смешанных предприятий по оказанию технической помощи был востребован в начале индустриализации, когда страна активно заимствовала передовой научно-технический опыт.

Одновременно с отмеченными экономическими формами хозяйствования, разделявшими функции собственности и хозяйствования в промышленности, в период НЭПа существовало большое количество самодеятельного населения, которое давало хотя и незначительную долю продукции, но создавало само для себя рабочие места и пыталось самоорганизоваться в условиях рынка. Речь идет о кустарном производстве и объединениях кустарей в артели, товарищества и кооперативы. Сюда не доходили прямые цент­рализованные указания, поэтому не случайно частный капитал устремился на деревенский и кустарный рынок. Подобно тому, как в средневековой Европе купеческий капитал в обход публичного рынка создавал свой частный, не регламентируемый рынок. И в условиях НЭПа торговые посредники, вытесняемые с рынка государственных товаров, переливали свои капиталы в менее регламентируемые сегменты рынка. Торговые посредники прибегали к известным со средневековья системам скупки и надомничества для организации своего зачастую подпольного бизнеса. К этому его побуждало стремление уйти от налогов, административных гонений, усиливающиеся позиции крупного капитала, а также соперничество в среде самих частников. Подпольная деятельность частного капитала осуществлялась иногда посредством ложной кооперации, своего рода контор «Рога и копыта». Это позволяло воспользоваться налоговыми и кредитными льготами, предоставлявшихся кооперативам, создавало прикрытие для многих махинаций.

Размах и активность нелегальной сферы рынка (теневой экономики) приобретали такие масштабы, что к концу 1923 г. стала заметна ее дестабилизирующая роль.

ВЫВОДЫ

1. Реформирование промышленности в период НЭПа было ориентировано на изменение функционирования государственной собственности, которое выражалось в разгосударствлении промышленности путем отделения собственно хозяйских функций от функций владения и создания на базе крупных государственных трестов сектора государственного капитализма.