Экономическая история и природа политики военного коммунизма. Некоторые оценки политики военного коммунизма. Новая экономическая политика в аграрном секторе, страница 12

В аренду же предполагалось сдавать средние и мелкие предприятия. Арендный договор заключался между частными лицами, кооперативами, артелями,  товариществами и государством. Ленин был противником сдачи в аренду крупных предприятий коллективам рабочих. Это потребовало бы участия государства в снабжении таких предприятий некоторыми видами ресурсов. А в условиях разрухи и хаоса подобная деятельность государства была либо невозможна, либо малоэффективна. К тому же рабочие коллективы не имели опыта хозяйствования на крупных предприятиях, не хватало своих специалистов-менеджеров. Учиться управлять еще только предстояло,  начиная с рабочего контроля.

Смешанные общества – общества с участием иностранного капитала и Советского государства – призваны были обучать искусству торговли, внутренней и внешней, а также служить техническому содействию развития новых производств.

Цели восстановления промышленности способствовал также принцип минимизации вмешательства государства в хозяйственную деятельность предприятий.

Как это воплощалось в экономической практике?

Начнем с трестов. Прежде всего, было сокращено количество главков с 52 до 16, а основная масса предприятий, как отмечалось,  была преобразована в тресты. В 1922-23 гг. был создан 421 трест, а через год их стало 510[15]. Тресты создавались путем интеграции управленческих процессов, т. е. предприятия, объединенные в трест, в той или иной степени лишались своей хозяйственной самостоятельности. В среднем трест включал 9 предприятий и 2209 рабочих. Преобладали мелкие тресты, объединявшие 7 предприятий с общим числом рабочих около 360 и составлявшие 63 % всего количества трестов. Получалось, что тресты возникали не только на основе крупных предприятий, но и мелких, что абсурдно.  Одновременно приведенные цифры доказывают тот факт, что в промышленности России доминировало мелкое и среднее производство. Крупные же тресты охватывали 13-14 предприятий и 12,5 тыс. рабочих. На их долю приходилось около 11 % общего числа трестов[16] (1.С.71).

Приведенные цифры свидетельствуют также, что процесс трестирования во многом был искусственным. Объединению подлежали предприятия, не имеющие для этого объективного основания (В частности, положительной экономии на масштабе). Их функционирование в качестве отдельного и частного предприятия было более эффективным. Основанием для бурного трестирования, которое вначале проходило стихийно, было снятие государственных предприятий со снабжения ресурсами и вызванная этим нехватка оборотных средств у предприятий. Объединение предприятий давало возможность маневра ресурсами.

Однако вскоре первый опыт самостоятельности показал половинчатость и недостаточность шагов по развитию рыночных отношений. Тресты оказались в  двойственном положении. С одной стороны, тресты определяли ассортимент выпускаемой продукции, выбирали поставщиков сырья, цены ориентировались на рынок, государство не отвечало за долги трестов, а с другой – тресты были способом управления государственной собственностью, в конечном итоге подчинялись центральным органам страны. Но как управлять собственностью в условиях пусть ограниченного рынка – такого опыта еще не было. И он появлялся прямо на ходу.

Крупные предприятия (около 4500), находящиеся в ведении Высшего Совета народного хозяйства (ВСНХ), были разделены на две группы. Предприятия первой группы – в основном тресты в тяжелой промышленности –  оставались на бюджетном финансировании, а их продукция распределялась внутри госсектора по низким (неравновесным) ценам. Если после удовлетворения первоочередных государственных нужд продукция у предприятия еще оставалась, она могла быть продана предприятием на рынке. Чистая прибыль доставалась государству.

Предприятия второй группы – тресты в легкой промышленности – максимально были погружены в атмосферу рыночных отношений, правда, при условии, что до 50 % своей продукции они будут продавать государственным и кооперативным предприятиям (без указания, каким именно, т. е. безадресно). Такие предприятия осуществляли расширение своей деятельности за свой счет, т. е. за счет собственной прибыли[17] и кредитов банка.