Устав службы на судах морского флота. Должностные инструкции, страница 6

1.2.2  Необходимо следить за отсутствием препятствий закрытию противопожарных дверей, таких как ковровые дорожки, временные кабельные сети и т.д.

1.3  Система вентиляции.

1.3.1  Все судовые помещения оборудованы вентиляционной системой (естественной или искусственной).

1.3.2  Естественная вентиляция в большинстве случаев менее пожароопасна. Однако во время пожаров, выходящие наружу вентиляционные отверстия, служащие для притока свежего воздуха, могут усиливать воздушные течения и этим способствовать развитию процесса горения.

1.3.3  Искусственная поточная вентиляция во время пожара может подавать значительное количество свежего воздуха, увеличивающего силу горения. Кроме того, при наличии широко разветвленной сети приточной вентиляции, огонь по вентиляционным каналам может проникнуть в другие помещения. Дистанционное отключение вентиляторов осуществляется с левого борта палубы юта шп. 51, с ходового мостика шп. 63 правый борт.

         Огнеопасность искусственной вытяжной вентиляции заключается еще и в том, что в случае воспламенения высасываемых газов, паров и пыли, возникшее в воздухопроводе или в самом вентиляторе пламя вследствие сильной тяги быстро распространяется по воздухопроводам; что может привести к возгоранию отлагающихся в каналах тяжелых частиц пыли и смолистых веществ.

         При возникновении пламени в вентиляционном канале воздуховоды накаливаются, вызывая возгорание смежных с ним конструкций.

1.3.4  Источниками воспламенения в вентиляционной системе могут быть:

-  неисправность установленного в вентиляционных камерах электрооборудования;

-  образование искр при ударе лопастей вентиляционного ротора о кожух при попадании твердых частичек в вентиляционные каналы;

-  взаимодействие различных химических веществ, удаляемых вентиляционным потоком;

-  самовозгорание пыли;

-  прохождение по вентиляционным каналам горячего воздуха и дыма;

1.3.5  С целью ограничения или преграждения распространения пламени из одной противопожарной зоны в другую,  вентиляционные каналы, проходящие через огнестойкие переборки класса А, имеют устанавливаемые непосредственно на переборках противопожарные заслонки, снабженные местным ручным приводом. Места установки заслонок и приводы управлении ими окрашены в красный цвет. Кроме того, предусмотрено устройство, показывающее рабочее положение заслонки (открыта или закрыта заслонка).

Системы и средства выхода наружу.

1.    Для обеспечения безопасной эвакуации и быстрого выхода наружу и на палубу, где расположены места посадки в спасательные шлюпки и плоты, на судне предусматриваются коридоры, трапы и другие межпалубные сообщения (лазы, скоб-трапы, забортные трапы и спасательные штормтрапы), а также рубочные окна и иллюминаторы.

         На судне обеспечивается два, в кормовой и носовой части, достаточно разнесенных и готовых к использованию, выхода наружу из всех помещений или групп помещений.

         Двери жилых, общественных и служебных помещений класса В, оборудованных аварийной филенкой, при заклинивании или закрытии двери на замок во время аварии обеспечивают выход наружу путем выбивания ногой указанной филенки со стороны помещения.

2.    Все члены экипажа должны изучить и знать пути эвакуации из судовых помещений наружу к местам посадки в спасательные шлюпки и плоты. При этом следует помнить, что какой-либо выход наружу может быть недоступен из-за пожара в данном районе. При этом следует без паники, пользуясь указателями и схемами, расположенными в помещениях или коридорах, изыскать другой более безопасный выход.

3.    Пути выхода не должны загромождаться мебелью и другими препятствиями.

4.    При поисках путей эвакуации следует руководствоваться схематическими планами, расположенными в общественных помещениях, коридорах или каютах, и показывающими местонахождение и пути выхода наружу, обозначенными стрелками.

5.    При выходе из помещений с опасной атмосферой, экипажем должны использоваться аварийные дыхательные устройства (АДУ). АДУ размещаются на судне в специальных ящиках на видных местах по помещениям согласно Плана противопожарной защиты. Экипаж должен быть подготовлен к немедленному надеванию АДУ до выхода из помещения с опасной атмосферой. АДУ не должно использоваться  при борьбе с пожарами, при входе в пустоты или танки с недостаточным количеством кислорода. На АДУ должна быть четко отпечатана инструкция или диаграмма по его использованию. АДУ может быть использовано при выходе из машинного помещения при случайном срабатывании системы СО2.

         АДУ, предназначенное для учебных целей, должно иметь четкую маркировку. Учебное АДУ находится в столовой команды.

Выписка из типовой инструкции по охране труда для матроса транспортного судна.

Общие требования безопасности.

1.  Требования безопасности труда, изложенные в настоящей Типовой инструкции распространяются на лиц, выполняющих  работу старшего матроса (судового плотника), матросов I класса, II класса и совмещающих другие профессии с профессией матроса.

2.  К работе в качестве матроса допускаются мужчины, достигшие 18-летнего возраста, имеющие удостоверения (свидетельства) квалификационной комиссии, прошедшие медицинское освидетельствование и инструктаж по охране труда.

3.  Ежедневная нормальная продолжительность рабочего дня составляет 8 часов, т. е. 40 часов в неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресение.

На судах с круглосуточной работой устанавливается трехсменный график вахт, а для членов экипажей группы «А» - атомоходов и судов АТО – четырехсменный график вахт (работ).

На судах эксплуатируемых не круглосуточно, устанавливается двух- или односменный график вахт (работ) продолжительностью свыше 8 часов, но не более 12 часов в сутки. Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.

Для членов экипажа устанавливается суммированный учет рабочего времени.