Устав службы на судах морского флота. Должностные инструкции, страница 4

Кроме того, в компании и на судне осуществляется подготовка экипажа как к поддержанию противопожарного режима, так и к борьбе с пожарами.

2.    Сохранение противопожарной опасности на судне является обязанностью всех членов экипажа. Устав службы на морских судах Российской Федерации предписывает знать и четко выполнять свои обязанности по борьбе за живучесть судна, уметь использовать согласно своим обязанностям судовые технические средства борьбы за живучесть, аварийно-спасательное имущество и инвентарь.

3.    Члены экипажа обязаны строго соблюдать противопожарный режим и не допускать возможности пожарной опасности, знать свои обязанности по обеспечению живучести судна, сигналы тревог и действия по ним.

4.    Пожар на судне легче предотвратить, чем погасить. Поэтому профилактическим противопожарным мероприятиям следует уделять постоянное внимание. Ни одно судно не обладает абсолютной конструктивной защитой от пожара и только сознательное неуклонное выполнение противопожарных мероприятий обеспечивает пожарную безопасность судна.

  Пожарная безопасность судна тесно связанна с такими мероприятиями бытового характера, как курение, пользование электроприборами, использование горючих жидкостей и т.д.

5.    Курение на судне разрешается только в каютах при наличии пепельниц, рулевой рубке (без выхода на открытые части мостика), радиорубке. Выбрасывание спичек, окурков и других горящих предметов за борт запрещается.

  В иностранных портах курение на судне регламентируется портовыми правилами и обычаями, о чем экипаж должен быть извещен до захода в порт.

  Запрещается курение на открытых палубах во время бункеров очных операций.

6.    Запрещается оставлять без наблюдения включенные бытовые электронагреватели и телеприборы, а также электроинструмент.

       При уходе из помещения судна должно быть выключено электроосвещение.

7.     Запрещается хранить в открытом виде горюче-смазочные материалы, легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы не в специально предназначенных кладовых.

8.    В каютах экипажа запрещается:

-  хранить взрывчатые, легковоспламеняющиеся и опасные в пожарном отношении вещества и материалы;

-  сушить одежду и другие предметы на электрогрелках и батареях отопления;

-  использовать какие-либо бытовые переносные электронагревательные приборы (утюг, электрокофейник, электропаяльник и т.д.);

-  располагать вешалки с одеждой над приборами отопления;

-  курить лежа в постели;

-  оставлять ключи в замочных скважинах со стороны кают при закрытии на ключ.

9.    Небольшие по размеру предметы личного пользования, питающиеся от батареек, такие ,как часы, миниатюрные слуховые аппараты не рассматриваются в качестве источников воспламенения.

  Переносные радиоприемники, проигрыватели, электронные калькуляторы, видеокамеры с батарейками, фотовспышки запрещается использовать в воспламеняющейся атмосфере.

  Принимая во внимание доступность и широкое распространение такого оборудования, следует помнить о недопустимости его использования в опасных зонах.

10. Необходимо помнить, что такие материалы, как: ветошь, пакля, парусина, белье, пастельные принадлежности, одеяла и другие абсорбирующие материалы, хранятся навалом, в тюках или связках способны к самовозгоранию.

Инструкция общего характера по противопожарной деятельности и процедурам борьбы с пожаром.

1.    Члены экипажа обязаны строго соблюдать противопожарный режим и не допускать возможности возникновения пожарной опасности, знать свои обязанности по обесп6ечению живучести судна, сигналы тревог и действия по ним. При обнаружении пожара следует немедленно доложить об этом вахтенному помощнику капитана или вахтенному механику, одновременно приняв все возможные меры к его ликвидации.

2.    Доклад вахтенному помощнику при обнаружении пожара или его признаков (дым, запах гари) может производиться путем включения ручных пожарных извещателей, расположенных в коридорах и на открытой палубе. После включения ручного пожарного извещателя следует проинформировать вахтенного помощника лично или по телефону. Включение извещателя осуществляется нажатием его кнопки (после разбития стекла предохраняющего кнопку). На стоянке при обнаружении пожара следует любым доступным способом включить сигнал тревоги, проинформировать вахтенного помощника капитана и направится к установленному месту сбора. При первоначальном ознакомлении с судном следует обратить внимание и запомнить местонахождение ручных извещателей.

3.    Кроме ручных пожарных извещателей на судне размещаются автоматические дымовые и тепловые извещатели, которые являются неотъемлемой частью системы сигнализации обнаружения пожара.

4.    При объявлении тревоги все члены экипажа, одетые по сезону, имея при себе спасательные жилеты (нагрудники) немедленно выходят к установленным (или по указанию Главного командного пункта) местам ( столовая команды) сбора и действуют согласно Расписанию по тревогам. Покидая каюту или служебное помещение не следует закрывать его на замок.

5.    Члены аварийной партии производят герметизацию судна и готовят к немедленному действию стационарные средства борьбы за живучесть, аварийное и противопожарное снабжение, производят эвакуацию людей и вынос раненых из аварийных помещений, в порту и на рейде взаимодействуют с береговыми пожарными командами. Группа разведки пожара, незамедлительно надев снаряжение пожарного, приступает к разведке очага пожара,  приступает к разведке очага пожара с последующим докладом результатов разведки.

6.    Пожар на судне можно условно разделить на два этапа:

-  начальный пожар (возгорание);

-  распространяющийся пожар;