Устав службы на судах морского флота. Должностные инструкции, страница 19

         Системы вентиляции обычно выполняют по групповому принципу, объединяя в группа однотипные по параметрам воздуха помещения в пределах одной  вертикальной противопожарной зоны и одного водонепроницаемого отсека.

         На судах, перевозящих скоропортящиеся грузы, а также в провизионных рефрижераторных кладовых применяют систему охлаждения воздуха (аэрорефрижерации). Воздух, вдуваемый в эти помещения, охлаждается либо в результате продувания его через специальные теплообменники, охлаждаемые в свою очередь с помощью рефрижераторных машин, либо непосредственно в обслуживаемом помещении, в котором установлены специальные батареи с хладоноситилем – рассолом.

Система кондиционирования воздуха.

         Система кондиционирования воздуха, получившее широкое распространение на морских судах, необходима для создания в помещениях, главным образом жилых и общественных, воздушной среды заданной температуры и влажности независимо от систем вентиляции, отопления, охлаждения и осушения воздуха, поэтому в помещениях, имеющих систему кондиционирования, никаких других из упомянутых систем не устанавливают.

         Систему кондиционирования оборудуют в пределах каждого водонепроницаемого отсека; группу помещений обслуживает один центральный кондиционер. Некоторые помещения (например, кают-компания, салоны) может обслуживать автономный кондиционер. Кондиционер состоит из воздушного фильтра, калориферов (первичного и вторичного), охладителя воздуха, увлажнителя и влагоотделителя.

В работе системы кондиционирования воздуха можно использовать атмосферный воздух, а также, частично, воздух обслуживаемого помещения (рециркуляционный воздух).

         Различают два основных типа систем кондиционирования воздуха: низконапорную (низкоскоростную) и высоконапорную (высокоскоростную).

         Низкоскоростная системасостоит из кондиционера, вентиляторов, магистрального трубопровода и местных отростков с воздухораспределителями. Засасываемый вдувным вентилятором, наружный воздух поступает в кондиционер, обрабатывается и через магистральный трубопровод поступает к распределителям, откуда попадает в обслуживаемые помещения. Из помещений воздух удаляется вытяжным вентилятором, причем около2\3 его снова поступает в кондиционер. Так как при такой схеме полная обработка воздуха осуществляется в кондиционере, то во все помещения поступает воздух с одинаковыми параметрами; поэтому данную систему применяют для помещений, в которых не требуется индивидуальной регулировки,- кают-компания и другие общественные помещения.

         Высоконапорная система отличается более высокой скоростью подачи воздуха (20-30 м\с вместо 10-15) и большим его  . Ее применяют в помещениях, требующих индивидуального регулирования температуры, и выполняют или по одноканальной, или двухканальной схеме. В первом случае в центральный кондиционер поступает только наружный воздух, который доводят до температуры 10-15° и под повышенным напором подают в местные (каютные) кондиционеры, представляющие собой водяные калориферы; здесь воздух вторично подогревается до 20-25°. Обработанный таким образом воздух выходит из каютных кондиционеров с повышенной скоростью, подсасывая при этом воздух из помещения. Последний, проходя через кондиционер, также подвергается подогреву (или охлаждению). Таким образом осуществляется рециркуляция и местное регулирование температуры.

         При двухканальной схеме к помещениям по двум параллельным магистралям подают подогретый и холодный воздух, который можно в разных пропорциях смешивать в каютных воздухораспределителях.

Системы отопления

         Системы отопления обеспечивают обогрев судовых помещений в холодное время года. На судах применяют паровые, водяные и воздушные системы отопления, а также отопление от электрогрелок, питаемых от судовой электросети.

Систему парового отопления.

         Систему парового отопления применяют в машинных отделениях и мастерских, санитарно-бытовых и санитарно-гигиенических помещениях, кладовых, реже - в жилых, общественных и служебных помещений, имеющих оборудование и приборы которые выходят из строя под действием пара в случае протечек (штурманская и радиорубки, трансляционная, гирокомпасная, музыкальные салоны, отделанные ценными породами дерева). Для парового отопления используют сухой насыщенный пар под давлением до 0,3 МПа (3 кгс\см2) от главных, вспомогательных или утилизационных котлов.  Система состоит из парораспределительной станции, размещаемой в МКО, специальных выгородках или нишах, тамбурах и т.п.; грелок и трубопроводов. Редукционный и предохранительный клапаны сохраняют заданное давление пара и предотвращают его повышение путем стравливания излишнего пара в атмосферу.

         Различают однопроводную и двухпроводную системы парового отопления. При однопроводной системе грелки включаются последовательно одна за другой, так, что каждая последующая питается смесью пара и конденсата, образовавшегося в предыдущей горелке. При двухпроводной системе все горелки включаются параллельно друг другу между магистралью свежего пара и магистралью конденсационной воды. Конденсационная вода с полностью сконденсированными в конденсационном горшке остатками пара поступает в теплый ящик, а оттуда – в котел. Двухпроводная система эффективнее и надежней однопроводной, на сложнее и на 25-30 % тяжелее.

         При прокладке парового отопления помещения одного района судна с примерно равными теплопотерями объединяют в группы. При этом в каждую группу грелок пар поступает через редукционный клапан от магистрали свежего пара. Парораспределительная станция обслуживает не только систему парового отопления, но и хозяйственный паропровод, подающий пар в прачечные, камбуз, сушилки, к воздухонагревателям системы воздушного отопления и кондиционирования воздуха.

         В качестве отопительных приборов в системе отопления  применяют радиаторы и грелки ребристого типа.