Устав службы на судах морского флота. Должностные инструкции, страница 27

         Динамическое – для торможения обмотку якоря отключают от сети и замыкают на тормозное сопротивление, при этом обмотка возбуждения остается включенной в сеть. После отключения от сети якорь продолжает вращение по инерции, в обмотке якоря индуцируется ЭДС, а в цепи возникает ток обратного направления. В результате взаимодействия тока в обмотке якоря с магнитным полем основных полюсов возникает тормозной момент и якорь двигателя останавливается

         Рекуперативное – торможение с отдачей электроэнергии в сеть, применяется когда на валу двигателя со стороны механизма приложен не тормозной, а вращающий момент, например при спуске тяжелого груза грузоподъемным механизмом. Двигатель работает в генераторном режиме, ЭДС в обмотке якоря становится больше чем напряжение сети, направление тока в обмотке якоря меняется на противоположное и возникает тормозной момент, ограничивающий скорость спуска груза.

         Противовключением – изменяют полярность в обмотке якоря, изменяется направление тока, возникает тормозной момент, двигатель тормозит.

         И хотя ДПТ имеют более простую схему, более лучшую схему реверса и они более мощны при тех же габаритах, по сравнению с двигателями переменного тока на судах их применение сведено к минимуму, т.к. вся сеть переменного тока.

         В нашем случае ДПТ применяют лишь в качестве исполнительного двигателя для управления баллером в рулевом электроприводе (румпельное отделение), о также в качестве стартеров в ДГ и спасательных ботах. Питание ДПТ в румпельной и ДГ осуществляется от общесудовой сети через преобразователи. Кроме того постоянный ток используется в электросварочной и в обмотке возбуждения на ДГ.

Асинхронные двигатели.

         Наиболее широкое распространение на судне получили асинхронные двигатели. АД состоит из статора и ротора.

         Статор включает в себя корпус, сердечник и обмотку. Сердечник набирается из листов электротехнической стали для уменьшения потерь на вихревые токи. По устройству обмотки статора АД бывают трех, двух и однофазные.

         Ротор состоит из вала, сердечника и обмотки. Сердечник ротора, как и сердечник статора набирают из листов электротехнической стали. По устройству обмотки ротора АД разделяют на двигатели с коротко замкнутым ротором и на двигатели с фазным ротором или контактными кольцами.

         Двигатель с короткозамкнутым ротором состоит из медных стержней замкнутых по торцам медными кольцами (обмотка типа «беличье колесо»).

         Двигатель с фазным ротором имеет трехфазную обмотку, которая соединяется звездой. Начала обмотки подключаются к трем контактным кольцам, укрепленном на валу ротора и изолированными друг от друга и от вала. Двигатели с фазным ротором изготовляют только большой мощности.

         Принцип действия АД основан на взаимодействии вращающегося магнитного потока статора с потоками, которые наводятся этим потоком в обмотке ротора. Обязательное условие вращающегося магнитного потока – условие смещения катушек статора в пространстве и сдвиг по фазе токов, протекающих по катушкам.

         Вращающийся магнитный поток статора пересекает провода обмотки ротора и наводит в них ЭДС. Под действием ЭДС в проводах короткозамкнутой обмотки ротора возникают токи. В результате взаимодействия токов в проводах обмотки ротора с вращающимся магнитным потоком статора возникают электромагнитные силы, которые приводят к появлению вращающего момента. Под действием вращающего момента ротор двигателя начинает вращаться. Скорость вращения ротора в АД всегда меньше чем скорость вращения магнитного потока.

         Обмотку статора трехфазного АД можно соединять звездой и треугольником. Это дает возможность применять один и тот же двигатель для работы  от сетей с двумя различными напряжениями (127/220 В или 220/380 В). Так если каждая катушка обмотки рассчитана на 220 В, а напряжение сети 380 В, то обмотку статора следует соединять звездой, при напряжении в сети 220 В – треугольником.

         Пуск АД с короткозамкнутым ротором:

-  пуск АД мощностью до 10-20 кВт производится непосредственно включением обмотки статора в питающую сеть, при помощи трехполюсного рубильника или магнитного пускателя ;

-  при пуске мощных двигателей применяют меры к уменьшению пусковых токов.

 Для этого снижают напряжение на обмотке статора:

1.  для двигателя, работающего при соединении обмотки статора треугольником может быть применен пуск переключением обмотки статора с звезды на треугольник;

2.  если обмотка статора соединена звездой, то понижение напряжения в момент пуска может быть достигнуто в цепь обмотки статора реактивных катушек индуктивности.

3.  Понижения напряжения в обмотке статора соединенного звездой может быть достигнуто также при помощи автотрансформатора.

Общим недостатком этих способов является значительное уменьшение пускового вращающего момента.

Пуск АД с фазным ротором: АД с фазным ротором пускают в ход при помощи пускового реостата, включаемого в цепь обмотки ротора.

АД с улучшенными пусковыми свойствами: чтобы улучшить пусковые свойства АД требуется увеличить cosj2, для чего необходимо увеличить при пуске активное сопротивление обмотки ротора, что достигается применением специальных АД с двумя короткозамкнутыми обмотками на роторе и глубоким пазом. Такие двигателя при своих хороших характеристиках имеют пониженный cosj1, пониженный КПД, повышенную стоимость, их применяют в судовых грузоподъемных механизмах.

Регулирование скорости:

-  изменением частоты питающего тока; обеспечивает плавную регулировку; необходимо иметь при каждом двигателе преобразователь частоты, что усложняет и увеличивает стоимость установки; применяется в редких случаях;