Устав службы на судах морского флота. Должностные инструкции, страница 15

Кроме стационарных пожарных насосов на пассажирских, наливных судах валовой вместимостью 1000 рег.т. и более и на всех прочих судах валовой вместимостью 2000 рег.т. и более устанавливают аварийный пожарный насос, если нельзя обеспечить надлежащую живучесть стационарных пожарных насосов.

Аварийный насос располагают отдельно от стационарных; он должен иметь автономный привод и местное управление. Производительность аварийного насоса должна быть достаточной для обеспечения работы двух стволов.

Система водяного орошения.

Система водяного орошения служит для подачи воды к оросительным насадкам для тушения пожара в хранилищах взрывчатых и легко  воспламеняющихся веществ, а также для орошения палуб, переборок, шахт, трапов и сходов в МКО и т.п. Система срабатывает автоматически при определенном повышении температуры, о начале работы подается сигнал в рулевую рубку и в каюту старшего помощника капитана.

Система водяных завес.

Система водяных завес подает воду для создания сплошных водяных завес, препятствующих распространению пламени, и для охлаждения корпусных конструкций судна. Ее применяют для защиты открытых палуб паромов и судов типа «ро-ро», предназначенных для перевозки подвижной техники, заправленной топливом, а также для защиты проемов и водонепроницаемых дверей, не имеющей противопожарной изоляции.

Система водораспыления.

Систему водораспыления оборудуют для подачи воды к распылительным насадкам, установленным для тушения пожара распыленной водой в МКО и тонко распыленной водой, т.е. доведенной до туманообразного состояния, - в отсеках жидкого топлива. Тонко распыленная вода создает в топливных отсеках обедненную кислородом среду, и горение не поддерживается. Систему выполняют в виде кольцевых магистралей из медных труб с установленными на них через 1,2 – 1,5 м водораспылителями. Кольцевые магистрали располагают по высоте отсека ярусами не более чем через 5 м. Вода в магистраль подается от автоматически включенного насоса. Кроме основного обязательно должен устанавливаться резервный.

Спринклерная система.

Спринклерная система необходима для подачи воды к оросительным насадкам, которые включаются автоматически при повышении температуры в охраняемых помещениях до заданной величены. Основой спринклерной системы является спринклер – распыляющая воду насадка с легкоплавким замком, открывающим выход водяной струе из трубопровода при достижении заданной температуры. Существуют спринклеры с замком из легкоплавкого металла или со стеклянной колбой, наполненной цветной легко расширяющейся жидкостью. Спринклеры размещают на расстоянии не более 3 м. друг от друга так, чтобы все поверхности охраняемого помещения равномерно орошались. Трубопровод спринклерной системы должен всегда быть под давлением.

Система паротушения.

Система паротушения предназначены для подачи насыщенного пара в охваченные пожаром грузовые трюмы, танки, котельные отделения и п.р. Пар, заполняющий эти помещения, создает атмосферу, не поддерживающую горения.

Для паротушения используют насыщенный пар под давлением 0,6-0,8 МПа (6-8 кгс/см2) от главного или вспомогательного котлов. Паропроизводительность котла должна быть достаточной для подачи 1,33 кг пара в час на каждый кубометр объема наибольшего охраняемого помещения. Система паротушения отличается простотой и дешевизной, но имеет и недостатки: она опасна  для жизни людей, возможна порча груза и оборудования насыщенным паром, поэтому ею можно пользоваться только в закрытых помещениях.

Система пенотушения.

Система пенотушения. При тушении горящих нефтепродуктов наиболее эффективна подача огнегасящей пены, которая покрывает горящую поверхность или заполняет отсек, охваченный пожаром. Пена представляет собой ячеисто-пленочную структуру, образованную множеством пузырьков газа, разделенных тонкими пленками жидкости. Благодаря небольшому удельному весу (около 0,1 г/см3) огнегасящая пленка легко удерживается на поверхности любых нефтепродуктов. Покрывая горящую поверхность слоем 0,1-0,5 м, она охлаждает и изолирует от кислорода прекращает горение.

В зависимости от состава и получения различают воздушно-механическую и химическую пену. В системе воздушно-механического пенотушения пена образуется при взаимодействии пенообразующей жидкости ПО-1 или ПО-6 с водой и воздухом . пена вырабатывается либо в резервуарах на станции воздушно-механического пенотушения, либо непосредственно при выходе из магистрали в специальных воздушно-пенных стволах стационарного или переносного типа.

Система химического пенотушения.

Система химического пенотушения, уступающая по  надежности и удобству эксплуатации воздушно-механической, на новых судах обычно не применяется.

Кроме стационарной системы воздушно-механического тушения и переносных воздушно-пенных стволов, на судах имеются пенные установки – химические или воздушно-механические – местного назначения.

Система объемного химического тушения.

Система объемного химического тушения – одна из наиболее эффективных противопожарных систем – предназначена для подачи легкоиспаряющихся огнегасительных жидкостей из цистерн, хранилищ и баллонов в грузовые трюмы, машинные, котельные и другие помещения для тушения пожара путем заполнения этих помещений парами жидкости.

Система углекислого тушения.

Система углекислого тушения подает жидкую углекислоту из баллонов в грузовые трюмы, МКО и кладовые хранения легко воспламеняющихся материалов для тушения пожара путем заполнения этих помещений газообразной углекислотой. Высокое давление в баллонах (свыше 10 МПа) и возможность самопроизвольного выхода углекислоты из баллонов представляет опасность для находящихся на судне людей. Поэтому систему углекислотного тушения применяют крайне редко, в основном для тушения пожаров в грузовых трюмах сухогрузных судах.

Система тушения инертными газами.