Устав службы на судах морского флота. Должностные инструкции, страница 16

Система тушения инертными газами предназначена для подачи инертных газов в сухогрузные трюмы для тушения пожара, а в танки наливных судов – для предупреждения пожара или взрыва, путем заполнения газом этих помещений. Для получения инертного газа на судах используют выхлопные газы двигателей или котлов или же устанавливают специальные генераторы газа. Инертный газ не должен содержать более 5 % кислорода; в нем не должно быть окиси углерода и других горючих примесей. В последнее время система получила широкое распространение.

Система порошкового тушения.

Система порошкового тушения предназначена для тушения пожаров в помещениях аварийных источников энергии, генераторов инертного газа, кладовых легковоспламеняющихся материалов, ангарах, гаражах, палубах грузовых отсеков газовозов и т.п. Система состоит из станции с резервуарами огнегасящего порошка, баллонами газоносителя и распределительным коллектором, постов тушения, трубопроводов и арматуры доя пуска системы и подачи порошка к постам. В качестве огнегасящих порошков чаще всего используют порошки на основе бикарбонатов натрия или калия, а также фосфата аммония. В качестве газоносителя обычно применяют азот или другой инертный газ. Подача порошка в помещения осуществляется через распылители.

Системы пожарной сигнализации.

Системы пожарной сигнализации играют важную роль в общем комплексе противопожарных мероприятий на судне. Различают сигнализацию обнаружения пожара т.е. подачу сигнала с места возникновения пожара в центральный пожарный пост, сигнализацию оповещения – уведомление экипажа и пассажиров о возникновении пожара на судне – и сигнализацию предупреждения – уведомление экипажа, находящегося в охраняемом помещении, о песке в действие системы объемного пожаротушения.

Сигнализация обнаружения пожара.

Сигнализация обнаружения пожара разделяется на автоматическую и ручную. Автоматическую устанавливают во всех служебных помещениях, кладовых, постах управления, помещениях для сухих грузов, за исключением трюмов, не оборудованных системой объемного тушения, а также помещений, в которых полностью отсутствует горючая среда.

Существуют электрические и дымовые системы автоматической сигнализации обнаружения. Электрические системы состоят из датчиков-извещателей, которые автоматически сигнализируют в рулевую рубку или специальный пожарный пост о появлении дыма, повышении температуры или появлении огня в контролируемом помещении.

Дымовые системы на старых судах подают задымленный воздух в специальный шкаф, установленный в рулевой рубке и контролирующий задымленность воздуха на судне. Сейчас для контроля задымленности помещений применяют фотооптические и радиоактивные приборы.

Кроме перечисленных средств сигнализации обнаружения в коридорах жилых, служебных и общественных помещений, в машинах и производственных помещениях, а также на открытых грузовых палубах устанавливают специальные датчики излучатели, которые приводятся в действие в ручную.

Сигнализация оповещения.

Сигнализация оповещения совмещается с общесудовой авральной сигнализацией и служит для подачи сигналов отдельно пассажирам и экипажу. К ней относятся колокола громкого боя, световые сигналы, сирены. В качестве дублирующего средства предусмотрена возможность принудительного вещания по радиотрансляционной сети.

4 Балластно-осушительные системы.

         Балластными называют группу судовых систем, предназначенных для приема, транспортировки и выкачки водяного балласта (забортной воды) при изменении осадки, дифферента и крена судна. К ним относятся балластная, дифферентная и креновая (антикреновая) система. На большинстве морских судов функции этих систем выполняет одна балластная путем соответствующего распределения балласта по балластным цистернам.

         Балластная система предназначена для приема водяного балласта в цистерны (отсеки) и последующей перекачки и удаления его за борт. Морские суда принимают балласт для получения осадки, обеспечивающей надлежащие мореходные качества в порожнем – балластном – переходе, для обеспечения необходимой остойчивости при перевозке грузов на верхней палубе, для создания правильной посадки судна на ровный киль или с небольшим – не более 0,025 – 0,3 L – дифферентом на корму по мере расходования судовых запасов. Для приема водяного балласта на судах используют отсеки двойного дна, пики и диптанки. На сухогрузных и пассажирских судах количество водяного балласта достигает 25-30, а на танкерах 35-50% водоизмещения судна.

         Принимают балластную воду в цистерны, расположенные ниже ватерлинии, самотеком через днищевые или бортовые кингстоны, либо с помощь балластных насосов; удаляют водяной балласт только насосами. Балластную систему  оборудуют на всех судах и для резерва соединяют с осушительной. Приемные отверстия кингстонов должны быть защищены от обмерзания и засорения. Обычно в балластных системах используют центробежные или поршневые насосы производительность которых 100-400 м3/ч при напоре 15-20 м вод. ст.  Производительность насосов выбирают так, чтобы обеспечить прием или удаление балласта из наибольшей цистерны не более чем за  два часа, а всего балласта за шесть восемь часов. На всех судах кроме основного специального балластного насоса предусматривают резервные, в качестве которых используют осушительные, балластные и д.р.

Балластный трубопровод прокладывают, как правило в двойном дне. Балластные насосы, располагаемые в МКО, объединяют кольцевой магистралью, от которой через распределительные коробки с запорными клапанами в каждую балластную цистерну отводят отдельный трубопровод.

         Балластный трубопровод изготовляют из стальных бесшовных оцинкованных или футерованных труб, диаметр которых, определяемый расчетом в зависимости от емкости цистерн.