Устав службы на судах морского флота. Должностные инструкции, страница 17

Отливной трубопровод выводят за борт выше грузовой ватерлинии на 200-300 мм и заканчивают захлопкой, пропускающей балластную воду за борт, но препятствующая попаданию забортной воды внутрь. Управление насосами и арматурой балластной системы – централизованное, дистанционное.

Дифферентная система.

         Дифферентная система предназначена для приема в цистерны, перекачки и удаления из них водяного балласта при дифферентовке судна. Ее предусматривают только на тех судах, которые по условию эксплуатации часто меняют дифферент, например на ледоколах, использующих изменение дифферента для улучшения условий форсирования льда. Система состоит из двух цистерн, носовой и кормовой, общей емкостью 5-12 % водоизмещения судна; объединяющего их трубопровода; перекачивающего реверсивного насоса и кингстонов – приемного и отливного. На некоторых судах для перемещения воды из одной оконечности судна в другую вместо перекачивания ее насосом применяют продувку сжатым воздухом. Иногда дифферентную систему делают  по автономному принципу:  носовую и кормовую цистерну не соединяют одним трубопроводом, а оборудуют автономными средствами приема и удаления воды (кинстонами, эжекторами или сжатым воздухом).

Креновая система.

         Креновая система предназначается для выравнивания крена. Ее оборудуют на ледоколах, которым для освобождения от сжатия льдами, а также схода с кромки льда или снятия с мели необходимо создать крен, а также на паромах и судах с горизонтальной грузообработкой для борьбы с креном, возникающим при перемещении грузов по судну во время грузовых операций (ее на этих судах называют антикреновой системой).

         Устройство креновой системы аналогично устройству дифферентной системы, если не считать, что креновые цистерны (объемом 5-8 % водоизмещения) расположены не в оконечностях судна, а в средней части (это позволяет создавать наибольший кренящий момент). Кроме того, у креновой системы больше диаметр переточных труб (до 700-1000 мм), и поэтому в качестве запорной арматуры применяют клинкеты и поворотные затворы. 

4 Специальные системы танкеров.

         В отличие от всех других типов судов танкеры имеют ряд специфических судовых систем, связанных с характером перевозимого груза, например грузовую и зачистную системы, с системы автоматизированного управления грузовыми операциями, подогрева груза и мойки танков, газоотводных труб, дистанционного замера уровня груза.

Грузовая система.

         Грузовая система обеспечивает прием и выдачу нефти и нефтепродуктов. Она состоит из насосов (центробежных или поршневых с паровым или электроприводом), размещаемых  в насосном отделении, и грузового магистрального трубопровода, линейного или кольцевого типа, с отростками. Диаметр грузового трубопровода 200-400 мм, на супертанкерах – до 800 мм. Для упрощения схемы грузовой системы  и уменьшения ее массы на танкерах иногда применяют так называемую беструбную грузовую систему с перепускными клинкетами. На современных танкерах-продуктовозах за рубежом часто применяют так называемые погруженные насосы, располагаемые в грузовых танках.

         Принимают груз на танкер, как правило, с помощью грузовых насосов, а выгружают - с помощью судовых.

Санитарные системы и устройства (питьевой и мытьевой воды, фекальная, вентиляции,  кондиционирования).

4Системы бытового водоснабжения

         Системами бытового водоснабжения называют группу систем, предназначенных для обеспечения хозяйственно-бытовых и санитарных нужд судна пресной и забортной водой. К этой группе относятся системы бытовой пресной воды, питьевой, мытьевой воды, бытовой горячей и бытовой забортной воды.

Система питьевой воды.

         Система питьевой воды служит для приема, хранения и подачи питьевой воды на камбуз, к питьевым фонтанчикам и умывальникам. Она состоит из вкладных цистерн, насосов, пневмоцистерны (гидрофора), трубопроводов из оцинкованных водо-газопроводных труб и водораспредельных устройств. На судне предусматривают не менее двух цистерн питьевой воды с надежным защитным покрытием – цементным раствором, полиэтиленовой пленкой, этинолевой краской и т.д. – и снабженных водомерными стеклами или дистанционными уровнеметрами (пользоваться футштоками запрещено).

         Питьевую воду принимают в цистерны через выведенные на открытую палубу трубы, которые гибкими шлангами присоединяются к городскому водопроводу. Рожки приемных труб выводят на 400 мм выше открытой палубы и защищают от попадания морской воды, а на гуськах воздушных труб цистерн пресной воды предусматривают головки с фильтрами и защитой от морской воды.

         Для поддержания в системе постоянного давления предусматривают гидрофор, т.е. герметически закрытую цистерну, заполненную водой и сжатым воздухом, который по мере заполнения сжимается до 0,3-0,35 МПа (3-3,5 кг/см2). Воздух подает питьевую воду в систему до тех пор, пока давление в гидрофоре не упадет до 0,12-0,16 МПа  (1,2-1,6 кг/см2), после чего автоматически включается водяной насос и гидрофор снова заполняется. Выключается насос также автоматически – при увеличении давления воздуха в гидрофоре сверх указанного.

На судах малого водоизмещения применяют упрощенного питьевой воды: вместо гидрофора на мостике устанавливают заполняемый насосом напорный бак (расходную цистерну), из которого вода самотеком поступает к потребителям.

         Для длительного хранения питьевой воды в системе предусматривают бактерецыдную установку (хлоратор, бактерицидные лампы и т.п.), но даже после специальной обработки хранить воду больше 20-30 суток нельзя. На судах, обладающих большой автономностью и имеющих на борту большое количество людей, запас принимают на 15-20 суток, пополняя  его затем от опреснительной установки. Опресненную морскую воду (ее разрешают брать в море не ближе 25 миль от берега) обеззараживают и минерализуют, т.е. насыщают ее минералами солями для придания ей вкусовых качеств.