1.2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Государство является крупным эмитентом при финансировании государственного долга и инвестором (государственная собственность в ценных бумагах предприятии банков, централизованные капитальные вложения через инвестиции в ценные бумаги). Кроме того, для проведения макроэкономической политики государства (операции на открытом рынке) используются инструменты рынка ценных бумаг, при этом Центральный банк страны является основным дилером. Исходя из вышеизложенного, следует назвать функции, выполняемые государством на рынке ценных бумаг:
1. Идеологическая и законодательная функция (концепция развития рынка, программа ее.реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка).
2. Концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели строительства и, в первую очередь, опережающего создания инфраструктуры.
3. Установление ^правил игры" (операционных и учетных стандартов, требований к участникам).
4. Контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за выходом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер но их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций).
5. Создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее доступности для инвесторов.
6. Формирование системы защиты инвесторов от потерь (в т.ч. государственные или смешанные системы страхования инвестиций).
———————————————_ 21
7. Предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок ругих видов государственного регулирования (монетарного, валютно-фискального, налогового).'
8. Предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг, отвлекающего часть денежного предложения инвестици-1нных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства. Особенно активную роль должно выполнять государство на начальных этапах становления рынка ценных бумаг в стране. Этот рынок явля-я настолько масштабным и рискованным для финансовой безонаснос-и страны, предъявляет настолько высокие требования к инфрастуктуре ресурсам на его строительство, что только усилия государства "сверху" огут запустить этот рынок в его цивилизованной и безопасной форме. Поэтому должна быть выработана масштабная программа создания рынка ценных бумаг в стране, соответствующая государственным программам приватизации, структурным изменениям в отраслях хозяйства и т.п. [18, с. 325].
Модели регулирования государством рынка ценных бумаг
1. Регулирование фондового рынка ведется преимущественно государственными органами, лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством так называемым саморегулирующимся организациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг). Пример - Франция.
2. Максимально возможный объем полномочий передается саморегу-ирующимся организациям, значительное место в контроле занимают не есткие предписания, а ггереговорный процесс, т.е. индивидуальные со-•ласования с участниками рынка при том, что государство сохраняет за обой основные контрольные функции, возможность в любой момент мешаться в процесс саморегулирования. Пример - Великобритания.
Фондовый рынок нашего соседа, России, имеет сложную и противо-ечивую структуру государственных органов, регулирующих его. Это ъясняется масштабной приватизацией, в ходе которой значительная асть государственных предприятий становится акционерными общества-и, создаются инвестиционные фонды, осуществляется первичное разме-,ение огромного количества акций приватизированных предприятий. Это свою очередь вызывает активное вмешательство в регулирование рын-а ценных бумаг Госкомимущества, а также смешанной (банковской и ебанковской) модели фондового рынка, в результате чего регулирую-ими рынок инстанциями выступают одновременно и Центральный'банк небанковские государственные органы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.