Правильная оценка факторов ,действующих на исследуемый процесс, возможна лишь при участии максимального числа экспертов: чем больше количество экспертов участвует в оценке и чем больший срез уровней компетентности они представляют, тем выше достоверность результатов. Таким образом, экспертная оценка –это коллективное мнение специалистов, к которому прибегают при анализе сложных процессов, зависящих от большого числа взаимосвязанных причин.
Чаще всего при анкетировании клиенты дают оценку предлагаемым факторам не в долях влияния (процентах), а присваивают факторам порядковые номера (ранги) в соот ветствии с их значимостью. Некоторые клиенты (эксперты) в ряде случаев не разграничивают четко значимость факторов и приписывают им одинаковые ранги; некоторые оценивают не все предлагаемые факторы ,а лишь основные причины.
Таблица 2.1 – Результаты анкетирования клиентов
Эксперт |
Оценка важности факторов перевозочного процесса |
|||||
Стоимость перевозки |
Комплексное обслуживание |
Обеспечение сохранности |
Выполнение срока доставки |
Перевозка «от двери до двери» |
Доставка к установленному времени |
|
Эксперт 1 |
2 |
1 |
4 |
5 |
3 |
6 |
Эксперт 2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
0 |
3 |
Эксперт 3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
0 |
2 |
Эксперт 4 |
4 |
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
Эксперт 5 |
2 |
4 |
3 |
1 |
5 |
6 |
Эксперт 6 |
4 |
2 |
1 |
3 |
6 |
5 |
Дальнейшая обработка полученных данных представляет собой получение результирующей оценки. Для этого необходимо перейти от простого ранжирования факторов к их оценке в долях влияния, что является более информативным, так как предоставляет возможность не только расстановки факторов по порядку, но и определения их значимости.
Первым шагом является инверсия ранжирования по схеме
Yij = m+1-Xij , (2.1)
где Yij – ранг фактора после инверсии; m – количество факторов, подлежащих оценке; Xij – ранг фактора iв виде порядкового номера ,назначенного специалистом j.
Таблица 2.2 – Оценка эксперта в рангах Xij
Операции перехода факторов к их оценке в долях влияния |
Оценка важности факторов перевозочного процесса |
|||||
Стоимость перевозки |
Комплексное обслуживание |
Обеспечение сохранности |
Выполнение срока доставки |
Перевозка «от двери до двери» |
Доставка к установленному времени |
|
Эксперт 1 |
2 |
1 |
4 |
5 |
3 |
6 |
Эксперт 2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
0 |
3 |
Эксперт 3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
0 |
2 |
Эксперт 4 |
4 |
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
Эксперт 5 |
2 |
4 |
3 |
1 |
5 |
6 |
Эксперт 6 |
4 |
2 |
1 |
3 |
6 |
5 |
Тогда оценка первого фактора («Стоимость перевозки») экспертом, до инверсии выглядевшая как X,после инверсииY= 6+1-1= 5. При этом ,неоцененным причинам рисваивается ранг, равный 0.
Таблица 2.3 – Оценка после инверсии Yij
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.