Строительство (реконструкция) автомобильной дороги «Ухолово-Кензино» (протяженность трассы – 28 километров с четырьмя углами поворота), страница 5

По количеству выпадающих осадков в год (510 мм) преимущественно в виде летних дождей территория Рязанской области  относится к шестому         ливневому району, а по карте среднего многолетнего слоя стока талых вод  – к первому району, в котором расчетными являются максимальные расходы половодья, за исключением малых водосборов и изолиний среднего слоя стока половодья.

                 1.2.2. Рельеф

Рельеф Рязанской области классифицируется в соответствии с нормами установленными СоюзДорпроектом по крутизне склонов и разности отметок. Общий характер поверхности равнинный. Северная часть (по левобережью Оки) на территории Мещерской низменности (высотой 80-100 м, на юге до 120-130 м). Восточная часть правобережья Оки Окско-Донская равнина (до 180 м). Западная часть- отроги Среднерусской возвышенности (высотой до 237 м). Согласно данной классификации средний уклон местности составляет  (5 ‰) в районе проектирования дороги, а наибольшие колебания отметок 20  м и относится к равнинному, характеризуется ровными пространствами, долинами рек с пологими склонами и широкими спокойными водоразделами с небольшими уклонами поверхности (20). Максимальная высота рельефа- 188,9 м, а минимальная –145,0 м. Встречаются формы рельефа: холмы, не глубокие седловины. Особенности рельефа оказывают влияние на высоту насыпи и глубину выемок земляного полотна дороги, местоположение водопропускных сооружений, их размеры, типы, площадь водосбора.

1.2.3.  Геологическое строение местности (грунты) и гидрология

Коренные породы в районе строительства дороги представлены осадочными  породами. На территории Рязанской области, согласно геологическим изысканиям различают породы: супесь пылеватая тяжелая –  1,24 м, суглинок легкий мощностью от     0,3 до 1,12 м,  растительный грунт – 0,15 м. В IIIзоне основной заботой проектирования должно быть  обеспечение осушения грунтов земляного полотна , так как переход от талого состояния грунта к мерзлому и обратно неизбежно вызывает изменение прочности и возможность потери миграции влаги в процесе замерзания грунта.

III-я зона, характеризуется переменными условиями увлажнения грунтов. В отдельные периоды года - осенью при повышенном выпадении осадков и весной при оттаивании  грунтов - в условиях плохо обеспеченного стока при  глинистых пылеватых грунтах возможно ослабление прочности земляного полотна и повышение уровня грунтовых вод (образование верховодки).

Поэтому в III – ей зоне в суглинистых и глинистых грунтах верхнюю часть земляного полотна следует отсыпать из песчаных или супесчаных не пылеватых грунтов. Пылеватые суглинки неустойчивы, пучинисты в сырых местах. В сухих местах могут быть устойчивы, применяются для отсыпки нижних слоев насыпи (с числом пластичности 7-12). Супеси фильтруют воду, а при скелетах из средне- и  крупнозернистого песка могут обеспечивать прочное и устойчивое земляное полотно дороги, устойчивы против размыва, при хорошем уплотнении водонепроницаемы. Являются наилучшими грунтами для отсыпки земляного полотна.

В выемках вследствие ухудшения условий прогревания грунта солнцем расстояние от бровки до уровня грунтовых вод должно быть увеличено на 25-30%, против указанных в [ 2 ] во всех грунтах, кроме тяжелых пылеватых суглинков и глинистых, ввиду их водонепроницаемости.

Для улучшения условий просыхания грунтов земляное полотно выемки в сырых местах целесообразно уширять, разделывая под насыпь.

Вид грунта применяемого в земляном полотне дороги, оказывает влияние на крутизну откосов, насыпей и выемок для  глинистых и суглинистых грунтов их принимают от 1:1,5 до 1:2. Необходимо предусматривать возвышение низа дорожной одежды над уровнем грунтовых или длительного стояния поверхностных вод (более 20 суток), которое определяется по формуле

Ннас= Нпр+ hзап, где Ннас- высота насыпи, м;  Нпр- нормативная глубина промерзания грунта     (м);  hзап- возвышение над уровнем вод, принимается по[2, табл.2] 0,6 м, тогда

Ннас= 0,9+0,6=1,5 м