Изыскания и проектирование автомобильной дороги «Ардатов-Б.Игнатово» на участке ПК 180+00 по ПК 240+00, страница 6

Однако, осенью земляные работы можно выполнять беспрепятственно, пока не образуется корка мерзлого грунта толщиной  около 10 см, что соответствует по многолетним наблюдениям середине декабря. Поэтому сезон производства земляных работ можно принять   255 дней, а за вычетом дождливых дней летом и осенью, периода распутицы на грунтовых дорогах в апреле, получим плановой период земляных работ без зимнего удорожания    210 дня (за вычетом 45 дней - распутицы).

Средняя длительность периода отрицательных температур (менее 00С) составляет Т3= 152 дня [2], следовательно, период без заморозков Т4= 163  дня). Наибольшая толщина снежного покрова наблюдается в конце февраля и равна   80 см, число дней с гололедом – 9. Средняя дата образования устойчивого снежного покрова 21. Х1, средняя дата разрушения устойчивого снежного покрова 9.1У.

Для  Мордовской Республики[3] преобладающее направление и скорость ветра зимой – юго-западное, а летом – западное. Из этого вытекает необходимость снегозадерживающих мероприятий при направлении трассы ссевера на юго-восток. Повторяемость направлений ветра и средняя скорость ветра приведены (табл. 2, рис. 2).

Таблица 2

Повторяемость направлений и скорость ветра

Направления ветра

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

Зима

Количество дней

10

6

20

11

12

16

13

7

Скорость ветра

4,4

4,4

4,8

5,4

5,7

4,7

4,2

3,7

Лето

Количество дней

18

13

13

6

4

10

11

18

Скорость ветра

3,8

4

3,7

3,3

3,3

3,6

3,2

3,5

По количеству выпадающих осадков в год (632 мм) преимущественно в виде летних дождей.  территория Мордовская Республика относится к 13         ливневому району.

Рис. 2. Розы ветров

                 1.3. Рельеф

Рельеф Мордовской Республики классифицируется в соответствии с нормами установленными СоюзДорпроектом по крутизне склонов и разности отметок. Общий характер поверхности – волнистая равнина. В геоморфологическом отношении трасса расположена в северной части Приволжской возвышенности преимущественно с эрозионно-денудационнным рельефом.

Водораздел рек имеет выравненную поверхность интенсивно расчлененную овражно-балочной сетью. Абсолютная отметка поверхности земли вдоль оси трассы изменяется от 161,1 м до 200–45 м.  перепад высот равен 39,35 м. Встречаются формы рельефа: холмы, не глубокие седловины. Особенности рельефа оказывают влияние на высоту насыпи и глубину выемок земляного полотна дороги, местоположение водопропускных сооружений, их размеры, типы, площадь водосбора.

1.4.  Геологическое строение местности (грунты) и гидрология

Коренные породы в районе проектирования дороги сложены верхнеюрскими и нижнемеловыми отложениями, залегающими на более древних осадочных породах.  Формация пород этих образцов представлена в основном толщей темно-серых глин, алевролитов, песков. Согласно геологическим изысканиям сверху породы коренной основы перекрыты чехлом аллювиально-делювиальных и аллювиальных четвертичных отложений: глины, суглинки, пески, растительный грунт. В III зоне основной заботой проектирования должно быть  обеспечение осушения грунтов земляного полотна, так как переход от талого состояния грунта к мерзлому и обратно неизбежно вызывает изменение прочности и возможность потери миграции влаги в процесе замерзания грунта.

III-я зона, характеризуется переменными условиями увлажнения грунтов. В отдельные периоды года - осенью при повышенном выпадении осадков и весной при оттаивании  грунтов - в условиях плохо обеспеченного стока при  глинистых пылеватых грунтах возможно ослабление прочности земляного полотна и повышение уровня грунтовых вод (образование верховодки).