Изыскания и проектирование автомобильной дороги «Ардатов-Б.Игнатово» на участке ПК 180+00 по ПК 240+00, страница 18

При выборе типа конструкции дорожной одежды мы отдали предпочтение конструкции, позволяющей максимально механизировать строительство, предусмотрев при этом наименьшую стоимость одежды и минимальные затраты труда на строительство и содержание дороги. Нами принята конструкция дорожной одежды тип 2, которые можно применять в соответствии с техническими условиями ГОСТ 17050-71 в 111дорожно-климатичекозоне:

Тип 2

Рис.   Конструкция дорожной одежды

1-й слой – покрытие из битумоминеральных щебеночных (гравийных) смесей, укладываемых в горячем или холодном состоянии, толщиной 6 см, с поверхностной обработкой;

2-й слой – основание из грунта, укрепленного неорганическими вяжущими материалами (толщина по расчету);

3-й слой -  дополнительный слой основания из морозоустойчивых грунтов (толщина по расчету).

ДЕТАЛЬ

Укрепление откосов земляного полотна

Грунтовые откосы насыпей и выемок могут быть разрушены (размыты):

- действием текущей воды: ливневой – при высоких насыпях и глубоких выемках;

- паводковой – при пересечении рек на поймах и у конусов насыпей;

- ветром в песчаных грунтах.

Для защиты от разрушения откосы укрепляют путем устройства прочного покрытия из связных материалов.

Ливневая вода разрушает откосы лишь в случаях сосредоточения мощных потоков при значительной скорости течения воды. Широко распространено укрепление откосов дерновым покровом, образованным корневой системой растущих трав. Этот покров может быть создан посевом смесей низкорастущих трав, образующих прочные сцепления корней (мятник, белый клевер и др.). Для образования такого покрова откос покрывают слоем растительного грунта. Для быстрейшего развития дернового покрова и удержания его на откосе предварительно закладывают уступы, откос засыпают слоем растительного грунта толщиной 5-10 см и засевают травой (рис. 1). В сухую погоду посев поливают водой для скорейшего развития корневой системы трав, укрепляющих откос. Недостаток этого типа укрепления – возможность размыва откоса в начальный период, когда корневая система недостаточно развилась.

Более надежный метод укрепления откосов пластами дерна имеет существенные недостатки в том, что требует: большой затраты ручного труда по заготовке и укладке дерна; заготовленный дерн должен быть немедленно подвезен к месту укладки, уложен и закреплен спицами; уложены дерн требует поливки при сухой погоде до его укоренения. При невыполнении этих условий дерн может засохнуть и работа не принесет пользы. Кроме того, заготовка дерна должна быть произведена при свежем травостое на суходоле и после снятия дерна остаются поверхности с разрушенным растительным покровом, что противоречит требованиям охраны природы.

Наиболее перспективным является укрепление откосов земляного полотна мощением плитками или булыжным камнем (рис. 1)

Рис.1 . Укрепление откосов камнем в клетку с покрытием откоса между мощеными лентами клеток растительным грунтом слоем 10-12 см, создающим после посева трав хороший дерновый  покров, надежно защищающий откосы от размыва.

При широком земляном полотне магистральных дорог и водонепроницаемом покрытии дорожной одежды и обочин в районах, где выпадают сильные ливни, наблюдаются размывы грунтовых откосов. Для защиты откосов от размыва у края обочин устраивают лотки для стока воды по обочинам вдоль приподнятой бровки. Стекающую воду периодически сбрасывают с земляного полотна по лоткам поперек откоса, укрепленным плитками. При этом остальной откос, покрытый слоем растительного грунта толщиной 8-10 см, засевают травой, образующей дерновый покров.

Список литературы

1.  Проектирование автомобильных дорог /В.Ф. Бабков, О.В. Андреев. Ч.1: Учебник для вузов.- Изд. 2-е, перераб. И доп.- М.: Транспорт,1987.

2.  Автомобильные дороги/(Примеры проектирования автомобильных дорог). Учебное пособие для вуз

3.  ов/Под ред. В.С. Порожнякова- М.: Транспорт, 1983.

4.  М.Н. Кудрявцев, В.Е. Каганович. Изыскания и проектирование автомобильных дорог.- М.: Транспорт, 1980.

5.  А.С. Ройзман. Пособие по проектированию автомобильных дорог.- М.: Транспорт, 1968.

СНиП 2.05.02-85. автомобильные дороги. Госстрой СССР.- М.: ЦИТП