Анализ эксплуатационных расходов в вагонном эксплуатационном депо, страница 8

Для эксплуатационного вагонного депо, как и для любого структурного подразделения ОАО «РЖД», производится планирование работы на определенный период времени (год, квартал). Такое планирование ведется на основе общих принципов и единой методологии планирования производственно - хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта. На сегодняшний день в отрасли действует бюджетная система, представляющая комплексный механизм планирования, регулирования, анализа и контроля всех видов ее деятельности как производственной, так и финансово-экономической [17, с. 5].

Разработка, принятия годового бюджета отрасли, его последующий контроль и анализ исполнения в совокупности называется бюджетирование. В корпоративной модели управления железнодорожным транспортом можно выделить типовую технологическую схему бюджетирования, которая предусматривает формирование двух групп бюджетов – операционных и финансовых. Главное назначение операционных бюджетов железнодорожного транспорта принято считать сопоставление натуральных (технико-экономических) и стоимостных показателей. Финансовые же  бюджеты призваны показать источники формирования финансовых ресурсов отрасли, а так же отразить направления их использования. Каждый из  показателей бюджетов всех структурных подразделений и организаций отрасли на каждом уровне управления в совокупности составляют бюджет более высокого уровня. После объединения на каждом уровне все бюджеты сводятся в один сводный бюджет.

Отраслевые хозяйства и их структурные подразделения планируя свою работу разрабатывают только операционные бюджеты. Это связанно с тем, что внутрипроизводственные структуры железных дорог не обладают хозяйственной самостоятельностью.

Операционный бюджет разрабатывают в два этапа. На первом – специалистами депо производится глубокий анализ деятельности предприятия за предшествующий период и  составляется прогноз работы на планируемый год, таким образом разрабатывается проект бюджета на предстоящий год. После составления проекта, он рассматривается и корректируется службой вагонного хозяйства железной дороги. Второй  этап предусматривает доработку проекта бюджета  и его утверждение, после чего бюджет вступает в силу как основной документ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности депо, на основе которого предприятие может разрабатывать планы работы всех производственных участков.

Для разработки планов эксплуатационное вагонное депо использует данные, предоставляемые планово-экономическими отделами отделения и управления железной дороги-филиала ОАО «РЖД».  Годовой план вагонного депо состоит из следующих разделов:

-  показатели объема работы депо;

-  технико-производственные (качественные) показатели;

-  план по труду;

-  план эксплуатационных расходов;

-  калькуляция себестоимости установленных измерителей работы.

К плановым показателям относятся:

- число проследовавших через ПТО грузовых вагонов;

- число грузовых вагонов, подготовленных к перевозкам;

- эксплуатационный контингент, в т.ч. на техобслуживании и текущем ремонте грузовых вагонов;

- производительность труда (приведенная продукция на одного человека), Птр;

- фонд оплаты труда;

- среднемесячная заработная плата в эксплуатации;

- общая сумма эксплуатационных расходов по элементам затрат, тыс. р.;

- себестоимость;

- доходы по прочим видам деятельности, тыс. р.;

- расходы по прочим видам деятельности, тыс. р.;

- рентабельность, процент.

На основе заданных показателей и с учетом действующих нормативов разрабатывается годовой план с поквартальной разбивкой.

2.2 Методические аспекты анализа расходов в эксплуатационном вагонном депо «N»

Расходы и себестоимость видов работ – это важнейшие экономические показатели бюджета предприятия. Можно сказать, что расходы – это выраженные  в денежной форме ресурсы, которые были затрачены в соответствующем периоде на производство. Себестоимость – это расходы, приходящиеся на единицу работы.