Анализ эксплуатационных расходов в вагонном эксплуатационном депо, страница 4

В самостоятельную подотрасль железнодорожного транспорта вагонное хозяйство сформировалось в 1933 году.  Основным его назначением было и остается на сегодняшний день обеспечение железных дорог исправным подвижным составом, удовлетворяющим требованиям безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, а главными задачами – поддержание высокого уровня работоспособности вагонного парка. Высокая эффективность работы ремонтно-эксплуатационных предприятий (обособленных подразделений) заключается в выполнение установленной программы плановых видов ремонта вагонов при рациональном использовании имеющихся ресурсов и технических средств. Таким образом, в процессе реформирования с 2006 года произошло структурное разделение вагонных депо на эксплуатационные и ремонтные, входящие в дорожные дирекции по ремонту грузовых вагонов.

Реформирование данного хозяйства явилось следствием  технологических, экономических и организационных предпосылок. Разделение  вагонных  депо создало условия для достоверного распределения издержек между видами деятельности, а в последующем – и между вагонами ОАО «РЖД» и вагонами, находящимися в собственности других организаций.

Создание единой организационной структуры ремонта вагонов способствовало построению новой технико-экономической модели исходя не только из эксплуатационной необходимости, но и из просчета для нее полного менеджмента.

Выделяются четыре этапа реформирования вагонного хозяйства.

I этап (2004-2005 годы):

- создание в аппарате ОАО «РЖД» Департамента вагонного хозяйства и Дирекции по ремонту грузовых вагонов;

- создание на железных дорогах служб вагонного хозяйства и дорожных дирекций по ремонту грузовых вагонов;

- структурное разделение вагонных депо на эксплуатационные и ремонтные;

- включение  ремонтных вагонных  депо в состав дорожных дирекций  по ремонту грузовых вагонов;

II этап (2006-2007 годы):

- создание Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов на правах филиала ОАО  «РЖД»;

- выделение  из  организационной  структуры  железных  дорог дорожных дирекций   по   ремонту   грузовых   вагонов   с   ремонтными вагонными депо и передача  их   в   состав  Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов на правах филиала ОАО  «РЖД»;

- создание системы договорных отношений с организациями – собственниками грузовых вагонов по  ремонту приватных вагонов.

III этап (2008-2009 годы):

- преобразование  Центральной  дирекции  по  ремонту грузовых вагонов в вагоноремонтные компании по ремонту грузовых вагонов – ВРК-1,2,3 (дочернее общество ОАО «РЖД», юридическое лицо);

- создание    региональных   дирекций   по    ремонту   грузовых   вагонов, филиалов ОАО «ВРК-1,2,3»;

- привлечение сторонних инвестиций для продажи (акционирования) свободных ремонтных мощностей.

IV этап (с 2010 года):

- образование дочерних обществ по ремонту вагонов (ВРК-1,2,3)

- создание дорожных дирекций инфраструктуры влияние службы вагонного хозяйства в нее.

-образование центральной дирекции инфраструктуры, вхождение в нее управления и служб вагонного хозяйства

Этапы реформирования вагонного хозяйства в полной мере соответствуют целям Программы структурной реформы  на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18.05.01 № 384 «О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте», и позволят решить поставленные задачи.

На основе вышесказанного можно с уверенностью сказать, что основная задача вагонного хозяйства связана с непрерывным  обеспечением перевозочного процесса исправным и пригодными к использованию подвижным составом.

Немаловажным для хозяйства считается и то, что необходимо максимально использованию существующие производственные мощности, вести строительство новых и реконструировать уже действующие предприятия вагонного хозяйства. Производственная база представлена: вагонными депо, пунктами подготовки вагонов к перевозкам и технического обслуживания вагонов и др., обеспечивающие выполнение ремонта вагонов и техническое обслуживание их в эксплуатации. На железных дорогах России действует планово-предупредительная система ремонта вагонов. Техническое обслуживание способствует уменьшению интенсивности изнашивания деталей и узлов, предупреждению отказов и неисправностей.