В самостоятельную подотрасль железнодорожного транспорта вагонное хозяйство сформировалось в 1933 году. Основным его назначением было и остается на сегодняшний день обеспечение железных дорог исправным подвижным составом, удовлетворяющим требованиям безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, а главными задачами – поддержание высокого уровня работоспособности вагонного парка. Высокая эффективность работы ремонтно-эксплуатационных предприятий (обособленных подразделений) заключается в выполнение установленной программы плановых видов ремонта вагонов при рациональном использовании имеющихся ресурсов и технических средств. Таким образом, в процессе реформирования с 2006 года произошло структурное разделение вагонных депо на эксплуатационные и ремонтные, входящие в дорожные дирекции по ремонту грузовых вагонов.
Реформирование данного хозяйства явилось следствием технологических, экономических и организационных предпосылок. Разделение вагонных депо создало условия для достоверного распределения издержек между видами деятельности, а в последующем – и между вагонами ОАО «РЖД» и вагонами, находящимися в собственности других организаций.
Создание единой организационной структуры ремонта вагонов способствовало построению новой технико-экономической модели исходя не только из эксплуатационной необходимости, но и из просчета для нее полного менеджмента.
Выделяются четыре этапа реформирования вагонного хозяйства.
I этап (2004-2005 годы):
- создание в аппарате ОАО «РЖД» Департамента вагонного хозяйства и Дирекции по ремонту грузовых вагонов;
- создание на железных дорогах служб вагонного хозяйства и дорожных дирекций по ремонту грузовых вагонов;
- структурное разделение вагонных депо на эксплуатационные и ремонтные;
- включение ремонтных вагонных депо в состав дорожных дирекций по ремонту грузовых вагонов;
II этап (2006-2007 годы):
- создание Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов на правах филиала ОАО «РЖД»;
- выделение из организационной структуры железных дорог дорожных дирекций по ремонту грузовых вагонов с ремонтными вагонными депо и передача их в состав Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов на правах филиала ОАО «РЖД»;
- создание системы договорных отношений с организациями – собственниками грузовых вагонов по ремонту приватных вагонов.
III этап (2008-2009 годы):
- преобразование Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов в вагоноремонтные компании по ремонту грузовых вагонов – ВРК-1,2,3 (дочернее общество ОАО «РЖД», юридическое лицо);
- создание региональных дирекций по ремонту грузовых вагонов, филиалов ОАО «ВРК-1,2,3»;
- привлечение сторонних инвестиций для продажи (акционирования) свободных ремонтных мощностей.
IV этап (с 2010 года):
- образование дочерних обществ по ремонту вагонов (ВРК-1,2,3)
- создание дорожных дирекций инфраструктуры влияние службы вагонного хозяйства в нее.
-образование центральной дирекции инфраструктуры, вхождение в нее управления и служб вагонного хозяйства
Этапы реформирования вагонного хозяйства в полной мере соответствуют целям Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18.05.01 № 384 «О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте», и позволят решить поставленные задачи.
На основе вышесказанного можно с уверенностью сказать, что основная задача вагонного хозяйства связана с непрерывным обеспечением перевозочного процесса исправным и пригодными к использованию подвижным составом.
Немаловажным для хозяйства считается и то, что необходимо максимально использованию существующие производственные мощности, вести строительство новых и реконструировать уже действующие предприятия вагонного хозяйства. Производственная база представлена: вагонными депо, пунктами подготовки вагонов к перевозкам и технического обслуживания вагонов и др., обеспечивающие выполнение ремонта вагонов и техническое обслуживание их в эксплуатации. На железных дорогах России действует планово-предупредительная система ремонта вагонов. Техническое обслуживание способствует уменьшению интенсивности изнашивания деталей и узлов, предупреждению отказов и неисправностей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.