Анализ затрат по видам деятельности и элементам, а также прочих расходов филиала пассажирской компании, страница 6

1.  Статьи-ресурсы - статьи затрат на возобновление основных средств (амортизация), расходы по уплате налогов, арендных и лизинговых и прочих платежей.

2.  Статьи-функции - статьи затрат на выполнение определенных работ, являющихся частью производственных и вспомогательных процессов.

Как известно из курса экономики, производственные и коммерческие расходы делятся в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные). На железнодорожном транспорте эти группы эксплуатационных расходов принято называть зависящими и не зависящими от размера движения.

Такое распределение расходов применяется не только при расчете влияния изменения объема транспортной продукции на ее себестоимость, но и при определении тарифов на услуги железнодорожного транспорта, в планировании эксплуатационных расходов, а также в других технико-экономических расчетах.

Проблема деления эксплуатационных расходов на зависящие и независящие впервые была поставлена в России в 1875 г. И.С. Блиохом, который сделал выводы о связи расходов по эксплуатации с размерами движения. В последующие периоды глубокие исследования в этой области были выполнены А.С. Чудовым, Е.В. Михальцевым, В.Н. Орловым, Н.И. Силаевым, А.С. Разуваевым, А.П. Абрамовым, А.М. Шульгой, А.И. Журавелем и другими учеными.

В исследованиях этих учёных классификация расходов на зависящие и независящие производилась для трех вариантов анализа - годового, перспективного без развития пропускной способности (основной вариант) и перспективного варианта с учетом развития пропускной способности железных дорог.

Переменные затраты изменяются пропорционально изменению объема перевозок. К ним относятся расходы на сырье, материалы, расходы на электроэнергию, топливо, заработную плату некоторых категорий (локомотивные бригады, поездные бригады проводников), обслуживание вагонов в пути следования, текущий ремонт основных фондов и т. д. В долговременном периоде увеличиваются все издержки, т. е. все они могут считаться переменными. Поэтому постоянные издержки принято называть условно-постоянными, подчеркивая тем самым, что их неизменность ограничена временными рамками.

Произошедшие в настоящее время изменения условий хозяйствования на железнодорожном транспорте, а также принципов учета эксплуатационных расходов потребовали переосмысления и переработки некоторых аспектов распределения расходов на зависящие и независящие по обычным видам деятельности.

1.2 Факторы, влияющие на величину расходов железнодорожного транспорта

На эксплуатационные расходы оказывает влияние огромное количество факторов. Их можно разделить на две группы:

1)  внешние факторы, которые организация изменить или устранить не может, например, географические и климатические условия, экономическая и политическая ситуация в стране и др.;

2)  внутренние факторы, на которые может влиять рассматриваемая организация. Факторы второй группы подвергаются изучению и исследованию для последующей оценки количественной зависимости себестоимости от изменения конкретного показателя.

Наиболее важными, определяющими изменение эксплуатационных расходов являются следующие факторы второй группы:

- объём перевозок грузов и пассажиров;

- уровень производительности труда (эффективность использования трудовых ресурсов);

- эффективность использования долгосрочных активов (основных средств);

- эффективность использования материальных ресурсов;

- качество использования подвижного состава и др.

Факторный анализ позволяет выявить изменение не только расходов, но и других показателей работы, в частности, норм расхода топлива, электроэнергии, материалов, наметить мероприятия по улучшению работы организации и повысить эффективность ее работы в целом.