- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
- отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
- сумма уценки активов;
- перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;
- прочие расходы.
Прочими расходами также являются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).
К обычным видам деятельности на железнодорожном транспорте относятся:
- грузовые перевозки;
- предоставление услуг инфраструктуры;
- предоставление услуг локомотивной тяги;
- пассажирские перевозки в дальнем следовании;
- пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
- ремонт подвижного состава;
- строительство объектов инфраструктуры;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
- предоставление услуг социальной сферы;
- прочие виды деятельности.
Расходы по обычным видам деятельности учитываются в филиалах и структурных подразделениях в разрезе статей и элементов затрат.
Основным документом, определяющим состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), является Налоговый Кодекс РФ (глава 25). Однако, этот документ, являясь обязательным к применению всеми субъектами хозяйственной деятельности Российской Федерации, содержит общие положения и не может учитывать специфику работы и особенности учета и планирования затрат в каждой отрасли экономики. В связи с этим в таких отраслях как железнодорожный транспорт возникает необходимость в разработке документа, который, отражая требования государственных законодательных и нормативных актов, регламентирует учет и планирование с учетом специфических особенностей. Таким документом в компании ОАО «РЖД» является «Номенклатура доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД» (далее – Номенклатура).
Номенклатура представляет собой строго обоснованную классификацию доходов и затрат компании и ее структурных подразделений по видам деятельности. Этот документ использует практически все классификационные признаки, необходимые для формирования управленческой отчетности компании.
Расходы планируются и учитываются в соответствии с Номенклатурой по отдельным статьям. Каждая статья объединяет расходы, вызванные одной или несколькими однородными операциями или видами работ, видами обслуживания технических средств.
Эксплуатационные расходы являются важнейшим элементом затрат железнодорожного транспорта в силу высокой трудоемкости, фондоемкости транспортного производства, отражающим объем спроса и предложения, уровень цен на перевозки, качество перевозочного процесса и качество транспортного обслуживания; условия перевозки. Рационализация эксплуатационных расходов имеет ключевое значение для повышения эффективности работы железнодорожного транспорта.
Объем перевозок или количество тонн грузов, пассажиров, перевезенных за определенный промежуток времени является показателем, который характеризует продукцию железнодорожного транспорта. В процессе перевозки выделяются промежуточные этапы, например, погрузочно-разгрузочные операции, движенческая операция и т.д.
По каждому этапу в структурных подразделениях ведется накопление прямых затрат с детализацией по элементам.
На основании данных о затратах структурных подразделений определяют техническую себестоимость. Таким образом, на железнодорожном транспорте ведется попроцессный учет затрат, который не требует обязательного калькулирования себестоимости.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.