Анализ затрат по видам деятельности и элементам, а также прочих расходов филиала пассажирской компании, страница 13

За последние годы произошло обострение меж транспортной конкуренции, и как следствие, перераспределение пассажиропотоков между видами транспорта. В 2013 году пассажирооборот в границах Западно-Сибирской железной дороги составил 5181 млн. пасс-км, что выше плана на 1,37% и ниже уровня 2012 года на 440,2 млн. пасс-км или на 7,83%. Снижение пассажирооборота обусловлено отменой поездов и беспересадочных вагонов.

Количество перевезенных пассажиров в границах дороги составило 9556,3 тыс. человек, что на 7,1% меньше уровня прошлого года.

Пассажирооборот в поездах собственного формирования Западно-Сибирского филиала выше плана на 0,43% и ниже уровня 2012 года на 681,6 млн. пасс-км или на 7,2%. На объем перевозок повлиял такой показатель, как перевезено пассажиров, который в 2013 году составил 6795,5 тыс. пасс., что на 7,2% меньше уровня 2012 года.

По причине снижения объемов перевозок по Западно-Сибирскому филиалу ОАО «ФПК» происходит сокращение пробега и парка пассажирских вагонов на 5499 тыс. ваг-км и на 6885 единиц соответственно.

Процент использования вместимости вагонов показывает отношение числа перевезенных пассажиров в вагоне к общему числу мест для пассажиров. В 2013 году процент использования вместимости снизился почти на 2% по сравнению с предыдущим годом, что объясняется сокращением почти на 6% населенности пассажирского вагона. На этот показатель также оказывает влияние структура вагонного парка и фактическое использование мест в вагонах различного типа.

2.2 Анализ структуры и динамики эксплуатационных расходов по элементам затрат

Анализ структуры и динамики расходов Западно-Сибирского филиала ОАО «ФПК» проводится на основе данных бухгалтерского учета и отчетности о расходах по видам деятельности по элементам затрат.

Основным видом деятельности рассматриваемого структурного подразделения ОАО «ФПК» являются пассажирские перевозки в дальнем следовании. Традиционно на железнодорожном транспорте расходы по перевозкам называют эксплуатационными.

Структура расходов Западно-Сибирского филиала ОАО «ФПК» по элементам затрат представлена в таблице 2.2 и на рисунке 2.6.

Таблица 2.2 – Структура эксплуатационных расходов Западно-Сибирского филиала по элементам затрат (2012-2013 гг.)

Элементы

затрат

2012 год

2013 год

Изменение структуры, проц.

млн. р.

уд. вес, проц.

млн. р.

уд. вес, проц.

Затраты на оплату труда

2453,640

19,87

2390,325

20,09

0,22

Отчисления на социальные нужды

666,169

5,39

659,363

5,54

0,15

Материальные затраты

2179,910

17,65

2035,232

17,10

-0,55

Амортизация

874,507

7,08

786,900

6,61

-0,47

Прочие затраты

6176,904

50,01

6029,065

50,66

0,65

Всего

12351,130

100,00

11900,885

100,00

-

В ходе проведенного анализа структуры расходов по элементам затрат можно сделать вывод, что в 2013 году значительный удельный вес занимают расходы на оплату труда – 20,09%, а также отчисления на социальные нужды – 5,54%. Удельный вес материальных затрат по сравнению с 2012 годом снизился на 0,55% и составил 17,1%. Амортизационные отчисления составляют почти 7%, которые отражают расходы на полное восстановление основных производственных фондов. Удельный вес прочих затрат увеличился на 0,65% и составил чуть больше 50% всех расходов.

Рисунок 2.6 - Структура эксплуатационных расходов Западно-Сибирского филиала ОАО «ФПК» по элементам затрат, процент