Анализ эксплуатационных расходов дирекции управления движением и на его основе разработка мероприятий по их снижению, страница 4

В зависимости от отношения к производственному процессу расходы по обычным видам деятельности делятся на непосредственно вызываемые этим процессом (производственные) и общехозяйственные, т.е. расходы по обслуживанию производства и управлению. В свою очередь расходы, непосредственно вызванные процессом производства, подразделяются на специфические (прямые производственные) и общепроизводственные расходы.

К специфическим (прямым производственным) расходам относят расходы на ремонт и амортизацию подвижного состава, пути, технических средств, постоянных устройств, искусственных сооружений; расходы по приему и отправлению поездов, маневровой работе, подготовке грузовых вагонов; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды производственных рабочих.

К общепроизводственным расходам относят скидку или стоимость форменной одежды, выданной производственному персоналу; расходы на охрану труда и производственную санитарию; расходы на оплату труда производственного персонала за непроработанное время, на командировки и подъемные производственного персонала; на содержание, амортизацию, техническое обслуживание и ремонт внутреннего транспорта и других основных средств общепроизводственного назначения.

Общехозяйственные расходы подразделяются на две группы:

1) расходы по содержанию аппарата управления, которые включают:

- затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, командировки и подъемные работников аппарата управления;

- расходы на уборку, освещение, отопление, амортизацию, ремонт зданий, занятых аппаратом управления;

- затраты на материалы, топливо, амортизацию и ремонт служебных легковых автомобилей;

- затраты по оплате счетов и иные работы, выполняемые для аппарата управления;

2) общехозяйственные расходы без расходов по содержанию аппарата управления включают:

- расходы на рекламу, оплату услуг связи, охраны, на медицинское освидетельствование работников, подготовку кадров;

- налоги, неучтенные в других группах;

- затраты по хранению и отпуску топлива;

- расходы на амортизацию, обслуживание и ремонт основных средств общехозяйственного назначения;

- потери от недостач и порчи материальных ценностей.

В зависимости от способа отнесения на себестоимость продукции расходы подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым относятся расходы, связанные с изготовлением конкретного вида продукции или выполнением определенного вида работы и поэтому непосредственно (без дополнительных расчетов) включаемые в себестоимость того или иного вида продукции или работы. Так, при составлении калькуляции себестоимости грузовых и пассажирских перевозок все расходы пассажирского хозяйства (пассажирских станций и вагонных депо) полностью относятся на пассажирские перевозки. Они являются прямыми расходами по отношению к пассажирским перевозкам.

К косвенным расходам относятся расходы, связанные с производством нескольких видов продукции. К ним относят расходы на содержание, ремонт и амортизацию пути, искусственных сооружений, технических средств и постоянных устройств, железнодорожной автоматики, телемеханики, сигнализации, связи, все общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Распределение косвенных расходов по видам продукции (работ) осуществляется расчетным путем пропорционально соответствующим показателям или измерителям.

Для определения влияния отдельных технико-экономических факторов на себестоимость продукции общая сумма эксплуатационных расходов подразделяется на зависящие (переменные) и независящие (условно-постоянные) от объема работы или размеров движения.

К зависящим относят расходы, которые при стабильных нормах и показателях работы изменяются прямо пропорционально объему работы или размерам движения. На железнодорожных станциях к зависящим расходам относят:

- в грузовом хозяйстве – расходы по приему к отправлению и выдачу грузов; расходы по проверке правильности погрузки и крепления грузов в проходящих поездах;