Анализ эксплуатационных расходов дирекции управления движением и на его основе разработка мероприятий по их снижению, страница 15

- оплаты очередных ежегодных отпусков, учебных и дополнительных отпусков за ненормируемый рабочий день. Увеличилась доля дней очередных отпусков, оплаченных руководителям на 1,5%. Количество оплаченных дней учебных отпусков увеличилось на 426 дней;

- доплаты мастерам, начальникам участков и цехов, специалистам, служащим и рабочим за вредные и особо вредные условия труда. Доплата за вредные условия труда в размере 4% установлена с апреля 2012 года, рост выплаты за 12 месяцев составил 113,4% или + 35 р. в среднем на одного работника;

- надбавки к заработной плате за высокие достижения в труде или выполнение особо важных работ руководителям, специалистам и служащим (вид оплаты 56). С ноября 2012 года установлена доплата в размере 30% ДС станций II класса (35 чел.).

Средняя заработная плата по перевозкам в 2013 году составила 34826,38 р., рост к соответствующему периоду 2012 года составил 8,97% или +2867,31 р., реальный рост 2,3%. Без учета выплат за безаварийную работу и преданность компании средняя заработная плата по перевозкам в 2013 года составила 32986 р., рост к соответствующему периоду 2012 года составил 8% или 2455 р.

На рост фонда и среднемесячной заработной платы в 2013 году повлияло то, что допущено 7935,5 часа сверхурочной работы, в том числе по Новосибирскому центру – 4487 часов, по Новокузнецкому центру – 1971 час, по железнодорожной станции Инская – 980 часов, по железнодорожной станции Московка – 490,5 часов, по Омскому центру – 7 часов.

2.2 Анализ структуры и динамики эксплуатационных расходов

Эксплуатационные расходы – это текущие затраты железных дорог и их структурных подразделений, связанные с перевозками. На железнодорожном транспорте эксплуатационные расходы делятся по элементам затрат.

На рисунке 2.5 представлена структура эксплуатационных расходов Западно-Сибирской дирекции управления движением по элементам затрат.

Анализ структуры затрат Западно-Сибирской дирекции управления движением по элементам показывает, что наибольший удельный вес занимают затраты на оплату труда. В 2012 году они составили 73,04%, в 2013 году их удельных вес сократился до 72,14%.

Отчисления на социальные нужды составляли в 2012 году 20%, в 2013 году их удельный вес сократился до 19,98%.

Удельный вес прочих затрат в 2013 году возрос на 0,87% и составил 2,53%.

Наименьший удельный вес в структуре эксплуатационных расходов занимает амортизация – около 0,3%.

Рисунок 2.5 - Структура эксплуатационных расходов Западно-Сибирской дирекции управления движением по элементам затрат, процент

Для объяснения причин изменения в структуре эксплуатационных расходов необходимо проанализировать их динамику за ряд лет (таблица 2.4).

Таблица 2.4 – Анализ эксплуатационных расходов в 2012-2013 гг.

Элемент

затрат

2012

год

2013 год

Процент выполнения

плана

Изменение

(+, -)

план

факт

абс.

отн.

Материальные затраты

232321

243383

244178

100,33

11857

5,10

Затраты на оплату труда

3393744

3453083

3517392

101,86

123648

3,64

Отчисления на социальные нужды

929284

925148

974250

105,31

44966

4,84

Окончание табл. 2.4

Элемент

затрат

2012

год

2013 год

Процент выполнения

плана

Изменение

(+, -)

план

факт

абс.

отн.

Амортизация

13939

15765

16493

104,62

2554

18,32

Прочие затраты

77131

119029

123206

103,51

46075

59,74

Всего

4646419

4756408

4875519

102,50

299100

4,93