Экономика железнодорожного транспорта: Методические указания к экономической части дипломных проектов, страница 2

       E – коэффициент приведения разновременных затрат, норма дисконта принимается по согласованию с консультантом.

При решении вопросов о целесообразности создания новой техники (локомотива, вагона) экономический эффект от ее использования может быть определен с учетом в норме дисконта по вариантом разного уровня рискованности инженерного решения.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

При экономическом обосновании дипломных проектов, посвященных совершенствованию конструкций, технических средств, возникает необходимость определения экономического эффекта от повышения их надежности. Дополнительные затраты на повышение надежности конструкции должны быть оправданы той экономией, которая может быть получена за счет уменьшения числа ремонтов и расходов на их проведение, за счет снижения простоев и повышения производительности. Экономическая эффективность повышения надежности системы DЭприв может быть определена по формуле:

где Сму, Сму – сумма материального ущерба, обусловленного отказами системы в течение года соответственно до и после повышения надежности, руб.;

              Суо, Суо – годовые издержки на устранение отказов системы соответственно до и после повышения надежности, руб.;

              DСа – увеличение суммы годовых амортизационных отличий  в результате удержания системы из-за повышения ее надежности, руб.;             DКнад – дополнительные капитальные затраты на повышение надежности системы (увеличение цены конструкции, вагона), руб.;

              Ен – нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности.

              Сумма материального ущерба определяется в зависимости от области применения и от характера неисправностей системы.

              1) Если из-за отказа системы приостановлен выпуск продукции, то материальный ущерб определяется величиной условно-постоянных расходов, которые предприятие несет и при прекращении выпуска продукции, и упущенной прибылью.

При оценке надежности вагона:

              ,

                            где ПВ – суточная производительность грузового вагона рабочего парка, тонно-км нетто;

                    tпр – время простоя вагона в сут. за  год в связи с отказами системы;

                    dот – доходная ставка на перевозки 1 тонно-км грузов, руб.;

                    Крен – коэффициент рентабельности, учтенный в доходной ставке (при тарифе на перевозку груза), доли единицы;

                    ау.п. – коэффициент, характеризующий величину условно-постоянных издержек в себестоимости перевозок груза, доли удиницы.

2) Если отказ привел к браку продукции (например, несохранности перевозимых грузов, задержка срока доставки), то материальный ущерб определяется убытками от брака по формуле:            

             

При оценке надежности вагона

Рпот – количество утраченной в процессе перевозки продукции при отказе, т;

              Цгр – цена 1 т перевозимой продукции, руб;

              nотк – количество отказов системы за год, ед., табл. 2.3.

              При несоблюдении сроков доставки продукции потребителям:

                   


Таблица 2

Показатели, характеризующие надежность подвижного состава

Наименование показателей

Подпись: ВЛ80тПодпись: ВЛ10Электровозы

Подпись: 2ТЭ116Подпись: 2ТЭ10ЛТепловозы

Подпись: ИзотермическиеПодпись: ПлатформыПодпись: ПолувагоныВагоны грузовые

Подпись: ВЛ10к

Подпись: ТЭ3

Подпись: Крытые

Подпись: Цистерны

Подпись: В среднем

Параметр потока отказов, 1/млн.км.

20,22

13,64

37,5

57,8

44,7

67,1

333,3

188,7

192,3

192,3

263,2

243,9

Средний пробег между неплановыми ремонтами, тыс.км

49,5

73,3

26,6

17,6

22,4

14,9

3

5,3

5,2

5,2

3,8

4,1

Среднее время простоя на неплановом ремонте, ч.

24,8

23,5

20,7

20,9

35,6

88,2

Средняя трудоемкость непланового ремонта, чел.ч

7,2

23,9

7,3

16,3

22,6

12,7

0,53

Продолжение табл. 2

Средние текущие затраты на выполнение непланового ремонта, тыс.руб.

909

375

983

647

692

1038


Таблица 3.

Число отказов, неисправностей профилактических операций в расчете

На 100 тыс. вагоно-км пробега полувагонов*

Элементы полувагона

Причины

Наимено-вание

Число отказов

Наименование

Число отказов

Буксовый узел

60,7

Грение букс

Смена подшипников

Осмотр подшипников

Перезаправка букс

0,8

10,1

4,5

45,3

Автотормоза

22,4

Смена воздухораспределителей

Смена тормозных башмаков

Смена предохранительных скоб

Устранение обрыва подвески башмака

Устранение обрыва подвески триангеля

Устранение обрыва тормозной тяги

Регулирование рычажных передач

Постановка валиков

Устранение утечек воздуха

2,6

1,0

2,0

1,5

1,0

1,4

8,8

2,7

1,4

Прочие узлы

1,8

Смена электрорессор

Смена маятниковых подвесок

0,9

0,6

*) Примечание. По текущему ремонту вагонов приходится на неисправности кузова и рамы 70%

          ходовых частей 30%

в том числе буксовый узел 20%

автотормоза 7%

автосцепка 3%