Экономика железнодорожного транспорта: Методические указания к экономической части дипломных проектов

Страницы работы

Содержание работы

  1. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Экономическое обоснование инженерных решений при дипломном проектировании на специальности «Вагоны и вагонное хозяйство» опирается на расчеты и технико-экономической эффективности.

Заключительным этапом экономического обоснования целесообразности предлагаемого в дипломном проекте инженерного решения следует рассматривать расчет индекса конкурентоспособности ж.д. перевозок на рынке транспортных услуг.

              Индекс конкурентоспособности транспортной услуги определяется по формуле:

I=E/E*,

где E и E* - конкурентоспособность предлагаемого варианта и конкурентоспособность базового аналога, соответственно.

Конкурентоспособность E есть отношение полезного результата к суммарным затратам потребителя:

E=И/(Ц+З),

где И – интегральный показатель, отражающий результативность работы с учетом качества транспортного обслуживания,

Ц – цена (стоимость) перевозки на рассматриваемый объем полезного результата,

З – затраты потребителя, зависящие от качества транспортного обслуживания.

       Интегральный показатель И можно представить в виде:

,

где P – потенциальный объем перевозок, зависит от условий оценки,

              Y – коэффициент интенсивности использования потенциала,

              Ni – показатели качества профильных услуг клиентуре (регулярность, сохранность, комплексность обслуживания, доступность, экологичность, безопасность),

Li – уд. вес (ранг) каждого показателя качества, сумма рангов принимается равной 1.  

где Ki – уровень качества по рассматриваемому параметру  предлагаемый,

       Кс – уровень качества по рассматриваемому параметру, желаемый потребителю (или существующий).

В табл. 1 приведены показатели качества транспортного обслуживания клиентуры, которые могут быть приняты по варианту базового аналога.

Таблица 1

Показатели качества транспортного обслуживания клиентуры

Уровень

1. Уровень регулярности (ритмичности) доставки грузов

2. Уровень комплексности транспортного обслуживания

3. Уровень транспортной доступности

4. Уровень сохранности грузов

5. Уровень безопасности перевозок

6.уровень экологичности перевозок

0,87-0,85

0,82-0,84

0,5-0,55

0,85-0,87

0,8-0,82

0,82-0,84

Технико-экономическая эффективность определяется при решении задач:

       а) оптимизация параметров грузовых вагонов (например, цистерна для перевозки светлых нефтепродуктов);

       б) реконструкции отдельных узлов грузовых вагонов, рефрижераторного подвижного состава, пассажирских вагонов (например, совершенствование конструкции тормозной рычажной передачи, повышение грузоподъемности вагонов, применение полупроводниковых регуляторов напряжения, электрического отопления пассажирских вагонов, централизованного или индивидуального электроснабжения пассажирских вагонов);

       в) создания и эксплуатации нового специализированного подвижного состава (например, специализированных транспортеров для перевозки крупногабаритных грузов (трансформаторов, турбин, алюминиевых плит и т.д.), грузового вагона типа «сэндвич»);

       г) использования новых материалов в конструкциях грузовых вагонов (например, алюминиевых сплавов в изготовлении котлов цистерн);

       д) внедрения новых прогрессивных ресурсосберегающих технологий ремонта и изготовления вагонов;

       е) реконструкции вагонных депо;

       ж) новой технологической оснастки при ремонте вагонов (например, автоматической электросварки, передаточные устройства);

       з) оценки вариантов перевозки грузов различными видами транспорта (например, сравнение перевозки крупногабаритных грузов ж.д. и смешанным автомобильно-водным транспортом; сравнение вариантов перевозки одного груза в вагонах разного типа);

       и) совершенствования методов организации труда при ремонте и изготовлении вагонов.

       Расчет себестоимости единицы перевозок, продукции, работ является неотъемлемой частью определения технико-экономической эффективности любого проектного решения, а в ряде случаев рассматривается руководителем проекта как законченный и достаточный элемент экономического обоснования дипломного проекта. 

       Проблемы методического характера при экономическом обосновании дипломных проектов в вагонном хозяйстве рассмотрены в ряде выпущенных МИИТом методических разработок, сохраняющих свою актуальность. Данное пособие имеет целью более детально остановиться на вопросах расчетов себестоимости перевозок деповского ремонта вагонов с учетом введенной в 1998 г. в действие Номенклатуры расходов по основной деятельности железных дорог РФ, технико-экономической оценки повышения надежности технических средств, в первую очередь, грузовых вагонов.

       Для обеспечения целостности разработки здесь коротко изложены методические подходы к оценке экономической эффективности управленческих решений, формулируются показатели сравнительной экономической эффективности. В ряде случаев имеются ссылки на доступные студентам источники, более подробно освещающие затронутый вопрос.

2.    ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НОВОЙ ТЕХНИКИ.

Одной из главных задач планирования мероприятий по внедрению новой техники, технологии, механизации и автоматизации производственных процессов является их экономическое обоснование и выбор наиболее эффективных решений.

При выборе оптимального варианта вычисляют сравнительную экономическую эффективность капитальных вложений сопоставлением по вариантам: себестоимости продукции, удельных капитальных вложений, годовых приведенных затрат.

Выбор оптимального варианта из большого числа конкурирующих вариантов осуществляется по минимуму приведенных затрат.

где i – номер варианта,

       K – капитальные затраты

       Э – годовые текущие расходы

       Eн – нормативный коэффициент эффективности, принимается по согласованию с консультантом.

При этом годовой экономический эффект одного варианта по сравнению с другим определяется разностью годовых приведенных строительных и текущих расходов по формуле:

где С12 – себестоимость единицы продукции или работы до и после внедрения мероприятий или в сравниваемых вариантах, руб.;

       К12 – удельные капитальные вложения на единицу продукции до и после внедрения мероприятий или в сравниваемых вариантах, руб.;

       В2 – годовой объем производимой продукции или в сравниваемых вариантах, руб.;

       Эприв – годовая экономия приведенных затрат, получаемая от реализации проектного решения, руб.

Варианты капитальных вложений могут различаться не только абсолютной величиной капитальных вложений и текущих расходов, но и продолжительностью строительства. При этом текущие затраты также могут изменяться во времени. Тогда сравнение вариантов следует производить приведением затрат более поздних лет к текущему моменту с помощью коэффициента дисконтирования:

,

где t – период времени приведения в годах (считая год, к которому приводятся показатели, за нулевой),

Похожие материалы

Информация о работе