Экономика железнодорожного транспорта: Методические указания к экономической части дипломных проектов, страница 13

Расход электроэнергии на передвижении вагонов по дороге равен 1512,2*106 -320,4*106 - 28,6*106 = 1163,2 млн. кВт-ч. Норма расхода электроэнергии на. передвижение вагонов на 1 0 000 т-км брутто

              кВт-ч.

Аналогично рассчитаем нормы расхода топлива для тепло­возов в грузовом движении.

По данным дороги норма расхода топлива на передвижение тепловозов 2,9 кг условного топлива на 1 тепловозо-км, а на 1 ч простоя — 20 кг в среднем по дороге, в том числе 38 кг при простоях на станциях и 10,5 кг условного топлива при простое в депо.

Расход условного топлива на перевозки в грузовом движе­нии при норме 46 кг на 10000 т-км брутто (см. приложение 1) и тонно-километрах брутто в этом движении на участках с теп­ловозной тягой   92 095 млн. составляет

              тыс.т

На  передвижение тепловозов  приходится  36673*103 2,9:103 =   =106,4   тыс.   т,    на    простой   тепловозов1315,6*102 * 20:103 =       =26,3 тыс. т условного топлива.

Следовательно, на передвижение вагонов расходуется топ­лива 423 6*103 -106,4*103 - 26,3*103 = 290,9 тыс. т, а на 10 000 т-км брутто 290,9*103*103*104 : 92 095*106 = 31,6 кг условного топлива.

При наличии данных о величине эквивалентного подъема расход электроэнергии или условного топлива на передвижение поездов можно приближенно определить по механической работе и расходу электроэнергии на единицу этой работы.

            Механическая работа на 1 поездо-км

             

а на выполненный объем работы

             

где aNS — расход  электроэнергии   (условного  топлива)   на  передвижение  поездов на 1 поездо-км;

Рл — масса локомотива, т;

w0 — основное удельное сопротивление движению вагонов, кгс/т;                  w0— основное     удельное     сопротивление     движению    локомотивов,     кгс/т;

1Э   — эквивалентный подъем, % ;

Qбр — масса поезда брутто, т;

awэ  — расход    электроэнергии    на     1    т-км    механической    работы,    кВт-ч;

SPlбр в — тонно-километры брутто вагонов;

k— коэффициент,   учитывающий   долю   механической   работы   локомотивов.

Величину  для электровозов можно определить

              = 2*724:nэ, где nэ — коэффициент полезного действия электровоза.

Учитывая потери электроэнергии в контактной сети и на подстанциях при приближенных расчетах, расход электроэнер­гии на 1 т-км механической работы можно принимать при посто­янном токе 3,6 кВт-ч, при переменном — 3,4 кВт-ч.

Величина  для тепловозов определяется

= 106/427*70000 nm,

где nm— коэффициент    полезного   действия   для   различных   типов   локомотивов ориентировочно     принимается:     ТЭЗ— 0,8;     ТЭ10— 0,30;     2ТЭ116— 0,30.

При приближенных расчетах расход условного топлива на 1 т-км механической работы можно принимать 0,85 кг.

Для получения общего расхода электроэнергии или топлива на поездную работу к рассчитанной величине надо добавить расход электроэнергии или топлива, связанный с разгоном поездов после остановки, с простоем на станциях и на холос­тую работу. Кроме того, следует учитывать влияние температурных условий и при электрической тяге дополнительные потери электро­энергии в пусковых реостатах при разгоне поездов.

Дополнительный расход электроэнергии или топлива можно учесть по данным «Инструкции по техническому нормированию расхода электрической энергии и топлива тепловозами на тягу поездов» или с помощью коэффициентов, учитывающих дополнитель­ный расход электроэнергии или топлива и определенных для различных условий работы железных дорог.

Количество грузовых отправок SO. Их определяют делением от­правленных тонн груза Р на массу одной отправки р0.

Количество отправленных тонн, приходящихся на 1000 т*км, определяют делением 1000 на дальность перевозок рассматрива­емых грузов l.

SO=1000/l*po

Маневровые локомотиво-часы SMHм.  При маневровой работе вы­полняются в основном две операции: подача и уборка вагонов в пункты погрузки и выгрузки грузов и формирование, переформиро­вание и расформирование поездов.

Маневровые локомотиво-часы при выполнении первой опера­ции можно рассчитывать по нормам на измеритель «количество погруженных и выгруженных вагонов». Маневровые локомотиво-часы, связанные с формированием, переформированием и расформи­рованием поездов при среднедорожных условиях перевозок (среднем составе поездов в вагонах, одинаковом пробеге вагонов между станциями переформирования поездов и т. д.), можно рассчитывать по нормам на 1000 вагоно-км. На рассмат­риваемой дороге маневровая работа распределяется между этими двумя операциями поровну.

При расчетах маневровых тепловозо-часов, приходящихся на эти операции, следует учитывать, что рост числа погруженных и выгруженных вагонов и их пробега вызывает непропорциональ­ное увеличение работы маневровых локомотивов. Маневровые ло­комотиво-часы увеличиваются со значительным замедлением. По расчетам МИИТа часть маневровых локомотиво-часов, не зависящая от числа погруженных и выгруженных ваго­нов и выполненных вагоно-километров, составляет 34% общей их величины.

Приходящаяся на грузовые перевозки постоянная часть ма­невровых тепловозо-часов на рассматриваемой дороге 2252*103 0,34 ==765,7*103. Разделив эту величину на эксплуатационные тонно-километры, получим, что на 1000 эксплуатационных т-км постоянная часть маневровых тепловозо-часов составляет

в среднем по дороге  маневровых тепловозо-ч.

Остальная часть маневровых тепловозо-часов (0,66) делится поровну между двумя измерителями: «вагоно-километрами» и «количеством погруженных и выгруженных вагонов».

Маневровые тепловозо-часы, относимые как на измери­тель «вагоно-километры», так и на измеритель «количество погруженных и выгруженных вагонов», составляют 2252*103 *0,33=743,2 тыс. тепловозо-ч. На 1000вагоно-км маневровая работа по дороге составляет 743,2*103*1000/(4164*106) =0,1785 манев­ровых тепловозо-ч.

Количество погруженных и выгруженных вагонов на рассмат­риваемой дороге равно 6,7 млн.

На погруженный и выгруженный вагон 2м приходится в среднем по дороге 743,2*103:6,7*106 = 0,1109 маневровых теплово­зо-ч.