Рассмотрим далее вопрос об объективности и субъективности в выделении систем.
Выделение систем имеет одновременно как объективный, так и субъективный характер.
Субъективность выделения проявляется в том, что человек мысленно способен вычленять, “вырезать” какие-то фрагменты материального мира и рассматривать их как системы. Кроме того, одну и ту же часть мира он может представить в виде различных систем.
В связи с этим полезно привести следующее высказывание, содержащееся в [14]: ”мир по большей части не делится для нас на системы, подсистемы, среду и т.д. Мы сами его так подразделяем, исходя из разных соображений, обычно сводящихся к одному общему: для удобства”.
В сознании человека также могут существовать системы, ложно отражающие объективную реальность (например, геоцентрическая система мира).
Вместе с тем выделение систем имеет и объективный характер. Примером объективности в выделении систем является выделение созвездия Большой Медведицы. Совокупность входящих в это созвездие семи звезд объединяется в систему на основании отношений между углами зрения, под которыми наблюдаются эти звезды с Земли. Поскольку величины этих углов зрения объективны (они могут быть измерены специальными инструментами), то все люди будут видеть это созвездие одинаково. (Такое видение не будет зависеть от сознания какого-либо отдельного человека и будет в силу этого объективным).
1.2. Внешняя среда (среда, окружающая среда)
Определение системы как некоего целого возможно лишь в сопоставлении ее с другими объектами, не входящими в систему (“целое по отношению к чему-то”).
Такие объекты первоначально описываются с помощью понятия “не-система”. Такое понятие может быть определено как “все то, что не входит в систему” или как “объекты, не входящие в систему”.
Однако число объектов, входящих в “не-систему”, теоретически бесконечно. В силу этого противопоставление системы “не-системе” является логически неудобным. (Действительно, мы не можем даже представить все эти объекты).
В связи с этим в теории систем принимается во внимание только часть “не-системы”, а именно, только те входящие в ее состав объекты, которые оказывают влияние на систему. Такие объекты и образуют внешнюю среду системы.
Таким образом, внешняя среда может быть определена как часть “не-системы”, оказывающая влияние на систему.
Приведем другие определения внешней среды.
Среда – это то, что окружает систему и оказывает на нее воздействие [7].
Окружающая среда - все другие объекты, не совпадающие с системой, но взаимодействующие с ней [5].
Окружающая среда - то, что находится вне границ системы и взаимодействует с нею [9].
Отметим, что традиционное выделение из “не-системы” внешней среды на основании указания признака “оказывание влияния на систему” является недостаточно точным. Действительно, в силу закона диалектики о всеобщей взаимосвязи явлений (“все связано со всем”) теоретически все объекты “не-системы” оказывают то или иное влияние (воздействие) на выделяемую систему.
На наш взгляд, во внешнюю среду должны включаются лишь те компоненты “не-системы”, которые оказывают на нее такое влияние, без которого система не может быть определена (без которых не может быть понята специфика ее функционирования). Например, автомобиль как система не может быть определен без дороги, на которой он стоит или по которой он движется.
Следует подчеркнуть, что разграничение системы и внешней среды всегда очень условно. Оно определяется условиями решаемой системной задачи. Так, в состав внешней среды автомобиля помимо дороги могут быть включены топливо, хранящееся на автозаправочных станциях, инспекторы ГИБДД и др.
Как говорилось выше, внешняя среда учитывается лишь постольку, поскольку она оказывает воздействие на систему. Однако правильнее говорить не только об одностороннем воздействии среды на систему, а об их взаимодействии. Система не только проявляет в процессе этого взаимодействия свои свойства, но и сама активно воздействует на среду (например, “передает” ей “продукты” своей “жизнедеятельности”). ( В этом смысле последнее из приведенных определений является более точным).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.