В целенаправленных и целеустремленных системах могут выделяться целеустремленные элементы, имеющие собственные цели. Примерами таких систем являются различные организации (людей).
2.5. Простые, сложные и очень сложные системы, большие и малые системы
Рассматриваемая классификация разделяет системы по степени их сложности для человека, решающего системные задачи и имеет важное практическое значение. Однако до настоящего времени единых принципов классификации систем в рассматриваемом аспекте нет.
Одна из причин сложившегося положения состоит в том, что, согласно интуитивным человеческим представлениям, если какая-либо система является большой, то она одновременно будет и сложной. Этим, по-видимому, и объясняется тот факт, что термин “сложная система” часть авторов употребляет как синоним термина “большая система”, а часть делает между ними различие [7]. При этом вторая группа авторов считает, что величина системы (учитываемая при классификации по признакам “большая”- “малая”) отражает лишь количество ее элементов и связей между ними, а сложность характеризует неоднородность этих элементов и связей.
Будем называть большой систему, включающую большое количество относительно однородных элементов, объединенных сравнительно однородными связями [8].
Изучение большой системы осложняется количеством ее элементов и связей между ними. Подразумевается, что количество этих элементов настолько велико, что изучение такой системы путем точного учета всех элементов и связей между ними оказывается практически невозможным.
В [13] большая система определена как система, которая является необозримой для наблюдателя (наблюдатель физически не может одновременно наблюдать всю систему).
Для того чтобы получить необходимые знания о большом объекте, наблюдатель (или отдельные наблюдатели) последовательно рассматривает его по частям, строя его подсистемы. Далее он перемещается на более высокую ступень рассмотрения объекта (на следующий уровень иерархии) и, рассматривая подсистемы уже в качестве объектов, строит для них единую систему.
Большая система, таким образом, представляет собой систему, которая из-за большого количества своих элементов не может рассматриваться иначе как в качестве совокупности подсистем. Схема построения большой системы представлена на рис. 2.2.а
Будем называть сложной систему, состоящую из разнородных элементов с разнотипными связями между ними.
Обычно подразумевается, что в рассматриваемой системе имеется достаточно много элементов, но в отличие от большой системы, изучению этой системы препятствует не столько большое количество элементов и связей, сколько неоднородность этих элементов и связей.
Следовательно, сложную систему (также как и большую) невозможно изучать иначе, чем по подсистемам, причем не только потому, что ее “не охватишь взглядом”, но и потому, что неоднородность каждой из них требует для своего описания своего языка.
Для преодоления трудностей при изучении системы, обусловленных ее неоднородностью, система разбивается на относительно однородные подсистемы. Следуя принятой в [13] оценке сложности с учетом наблюдателя каждая из однородных подсистем сложной системы рассматривается отдельным наблюдателем (рис. 2.2.б). (Можно также считать, что наблюдатель последовательно меняет свою позицию по отношению к объекту и наблюдает его с разных сторон). Метанаблюдатель в этой системе играет ту же роль, что и в большой системе. Кроме того, он должен понимать язык каждого из наблюдателей подсистем.
Разбиение больших и сложных систем на иерархические уровни является очень ответственной и сложной задачей, предопределяющей успешное решение системных задач (в частности, задач, возникающих в связи с руководством сложными работами (проектами)). Для рационального построения иерархических структур желательно использование специалистов, называемых системными аналитиками, дженералистами или системотехниками.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.