Теория систем: Методические указания к изучению одноименного курса для студентов специальности САПР, страница 16

Существует также точка зрения [9], согласно которой сложная система не обязательно должна  иметь большое количество элементов (или, другими словами, что классификации по группам признаков “малая”- “большая” и “простая”- “сложная”  являются независимыми). В соответствии с такой точкой зрения выделяются  четыре  разновидности  систем:  “малые простые”, “малые сложные”, “большие простые”, “большие сложные”.     

Необходимо подчеркнуть, что оценка степени сложности того или иного объекта является в значительной степени субъективной  и относительной.  Это означает, что различные люди по-разному могут оценивать степень сложности одной и той же системы. Так, для опытного специалиста в определенной области система, относящаяся к области его профессиональных интересов, будет являться простой, а для неспециалиста – сложной. Кроме того, системы по мере их изучения со временем, как правило, переходят из категории сложных в категорию простых (последнее справедливо как для отдельного человека, так и для коллектива людей и человечества в целом). Приходится также учитывать и различия в интеллектуальных способностях людей в отношении их возможностей одновременно удерживать в мышлении большое количество объектов (например, В.И. Ленин, согласно образной характеристике В.В.Маяковского, “в черепе сотней губерний ворочал, носил людей до миллионов полутора”).

Таким образом “сложность” является системным свойством, которое не может быть в полной мере оценено для изучаемой (или проектируемой) системы в отрыве от изучающего ее субъекта (в отрыве от наблюдателя, от изучающей ее системы [6]).

Отметим далее, что ряд авторов при классификации “степени сложности” вводит понятие “очень сложная система”. Для объяснения этого понятия приведем классификацию сложности систем, содержащуюся в [6]. В ней простая система определена как система, охватываемая умственным взором одного человека, сложная система, как система, которая может быть построена на данном этапе развития общества лишь коллективными усилиями людей за длительное время, а очень сложная система как система, которая в данный момент является необозримой для всего человечества. (В качестве примеров выделенных классов там же указаны соответственно – мясорубка, железнодорожный транспорт страны, мозг человека).

Субъективный подход к оценке сложности системы не исключает необходимости введения объективных оценок сложности. В качестве таких характеристик в первую очередь естественно принять количество элементов в системе и количество связей в системе (точнее, количественные характеристики структуры системы). Такая идея развита в [11], где введено понятие интегральной сложности системы, выделены два вида такой сложности   (сложность состава системы и сложность организации системы) и проведена их дифференциация. Этот материал рекомендуется проработать самостоятельно.

2.6. Динамические и статические системы

Динамическими  называются системы, изменяющиеся во времени. Они могут быть также определены как системы, которые изменяют во времени свое состояние.

Статическими называются системы, не изменяющиеся во времени, или как системы,  состояние которых неизменно во времени.

“Природа статичности” системы может быть различной. Так, система может быть статичной вследствие установления равновесия  между силами механических взаимодействий элементов системы. Система может считаться статичной также вследствие того, что происходящие в ней изменения настолько медленны, что ими можно пренебречь. Примером первого вида статичности могут быть строительные конструкции, примером вторых – геологические системы.   

2.7. “Предметные” классификации  систем

Системы являются предметом  рассмотрения различных наук, причем в каждой из них рассматриваются системы, обладающие своими специфическими особенностями соответствующей предметной области.

Рассмотрим некоторые характерные классы систем, представляющих собой частные случаи систем, рассмотренных нами ранее, и являющиеся предметом изучения некоторых наук.