Теория систем: Методические указания к изучению одноименного курса для студентов специальности САПР, страница 21

Примерами возникновения дисфункций в технических системах могут служить отказы отдельных элементов, а примерами механизма нейтрализации дисфункций – различные системы резервирования.

Практическое использование принципа нейтрализации дисфункций при конструировании систем состоит в необходимости учета возможности возникновения дисфункций и создание специальных ”механизмов” нейтрализации таких дисфункций.

8. Принцип специализации (дифференциации) и сосредоточения (интеграции) функций.

Рассматриваемый принцип состоит в следующем. При развитии сложных технических, биологических, социальных систем происходят два взаимодополняющих явления, содействующие повышению эффективности функционирования и целостной устойчивости системы: с одной стороны – расщепление функций, специализация элементов (или их групп) к выполнению определённых функций; с другой стороны - сосредоточение родственных функций у определённых элементов, возникновение интегральных функций.

Примером вышеупомянутого принципа является, с одной стороны, рост степени специализации современного производства (позволяющий достичь высокой производительности труда) а, с другой стороны, необходимость создания сложных систем управления для обеспечения согласованности специализированных процессов.

Рекомендуется рассмотреть другие примеры, приводимые в [6].

9. Принцип (свойство) лабилизации функций.

Замечание 3.2. Напомним, что лабильность означает изменчивость.

В рамках системного подхода лабилизация означает возможность изменения функций системы при относительной стабильности состава и структуры системы.

Принцип утверждает, что возможность лабилизации функций может возникать в результате развития системы и приобретения ей достаточно высокого уровня сложности. Примерами лабилизации являются возникновение в сложных системах возможности адаптации и обучения. Рекомендуется рассмотреть другие примеры, приводимые в [6].

Высоким уровнем лабильности обладает человек, который без изменения анатомической структуры в результате переобучения может изменять род своей деятельности. Низким уровнем лабильности обладают современные технические системы. Их уровень лабильности может быть повышен в результате включения в них людей и создания человеко-машинных комплексов. 

10. Принцип адаптивности.

Этот принцип утверждает, что сложная целенаправленная система, функционирующая  в изменяющейся окружающей среде, может и должна обладать свойством адаптивности, т.е. свойством перестраивать свою структуру, параметры и своё поведение с целью приспособления к условиям окружающей среды.

(Рассматриваемый принцип связан с 9-м принципом в части необходимости изменения функций системы, однако в отличие от него он предусматривает изменение структуры системы).

В зависимости от того, изменяется ли структура системы или только параметры тех или иных её блоков, можно говорить о структурной и параметрической адаптации.

В технике наиболее просто реализовать механизмы адаптации можно в программно-управляемых системах (например, в станках с ЧПУ и гибких производственных системах).

Примером адаптации программных систем к задачам, которые ставит перед ним пользователь, является выполнение процедуры инсталляции.

Учет принципа адаптивности предполагает, что сложные системы должны проектироваться не как жесткие замкнутые, а как гибкие открытые, способные к изменению и развитию, обладающими свойством адаптации. При этом может оказаться целесообразным ”пожертвовать” вариантом проекта, обеспечивающим оптимальность системы для данного момента времени, в пользу неоптимального варианта, дающего в перспективе возможность приспособления системы к меняющимся условиям окружающей среды.

11. Принцип эволюции.

Принцип эволюции характеризует один из путей развития сложных систем. Такой путь наиболее характерен для живой природы (для биологических систем). Основу стихийно действующих в этой сфере механизмов эволюции составляют три циклически повторяющихся явления: 1) явление изменчивости; 2) явление естественного отбора; 3) явление наследственной памяти.