Теория систем: Методические указания к изучению одноименного курса для студентов специальности САПР, страница 26

Этот принцип рассматривает круг вопросов, связанных с возможностью выбора одного из нескольких вариантов системы, создаваемой для решения некоторой проблемы.

Он заключается:

1)  в возможности существования различных альтернатив решения проблемы (в частности, при решении задачи проектирования );

2)  в стремлении исследовать все возможные варианты решений проблемы с помощью создания некоторой системы;

3)  в целесообразности проведения оценки ( по возможности, количественной) альтернатив решения проблемы и выборе на основе этих оценок наиболее подходящего варианта решения (системы),соответствующего выбранным критериям;

4)  в использовании  для принятия решений и проектирования сложных систем методов исследования операций, математических методов оптимизации и других средств системного анализа;

5)  в признании необходимости применения компромисса в многоцелевых системах при выборе варианта решения задачи выбора.

Системный подход позволяет систематизировать процесс выявления и перебора вариантов. Он исходит из оценок, учитывающих как внутрисистемные связи, так и связи с окружающей средой.

27.Принцип математизации “организованной сложности”.

Этот принцип - три различные сферы применения математики. Первая сфера является “традиционной”. Она распространяется на простые детерминированные системы (в том числе и на несистемные объекты),характеризуемые небольшим числом переменных и, главным образом, линейными зависимостями (“классическая математика”).

Вторая сфера распространяется на неорганизованные большие вероятностные системы. (Для математического описания таких систем используются теория вероятности и математическая статистика).

Третья сфера распространяется на системы, имеющие так называемую “организованную сложность”. Такие организованные системы характеризуются большим числом переменных и необходимостью учёта сложных как детерминистических, так и стохастических зависимостей между ними, чисто носящих не только количественный ,но и логический характер.

Уровень развития современной математики недостаточен для удовлетворительного описания систем организованной сложности.

В связи с этим существует необходимость в разработке новых концепций, в расширении математического языка и аппарата, который бы в совокупности с ЭВМ позволил “охватить математикой” сложно организационные системы.

Рассматриваемый принцип оговаривает также стремление исследовать не только одноцелевые одноуровневые системы, но и многоцелевые многоуровневые системы.

Математизация научного исследования (в том числе использование её при проектировании ) представляет собой прогрессивный  и исторически неизбежный процесс.

В […] рассмотрены также цели математизации на примере математизации биологию

Системный подход к процессу математизации требует разумного сочетания формализованных и неформализованных методов.

28. Принцип имитации.

Сущность принципа имитации состоит в том, то он в качестве одного из методов системного исследования предлагает метод построения и “проигрывания” на ЭВМ моделей системы, состоящей из моделей элементов, воспроизводящих их функционирование и взаимодействие в системе.

Имитационные модели  сложных систем и “проигрывание” на ЭВМ этих моделей является тем инструментом, который призван занять при изучении больших систем то же место, какое занимают аналитические формулы и методы их преобразования при изучении простых систем.

29. Принцип необходимости пополнения системы моделей.

Этот принцип рассматривает перспективы расширения моделей, используемых для моделирования сложных систем.

30. Принцип актуализации биологических, экологических, психологических и социальных аспектов.

Этот принцип говорит об актуальности постановки системного  решения проблем управления биологическими, социальными и экологическими процессами.

Рассмотрим также принципы, изложенные в [ .. ]