Организация производства базальтоволокнистых утеплителей на металлургическом комбинате, страница 2

В России в последние годы проблеме нормативного регулирования энергосбережения уделяется много внимания. Потребность в утеплителях резко возросла после ужесточения нормируемых теплопотерь через ограждающие конструкции зданий, принятых Госстроем РФ. Первым шагом на пути ужесточения норм теплопотерь явилось постановление Госстроя РФ «Об экономии энергоресурсов при проектировании и строительстве» (№18-14 от 06.06.97 г.), предусматривающее усиление теплозащиты ограждающих конструкций. С 1 октября 2003 года в действие были введены новые строительные нормы и правила СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий". Вследствие принятых решений требуемая толщина теплоизоляционного слоя должна увеличиться в 1,5-2 раза на первом этапе и в 3 и более раз - на втором.

На федеральном уровне создан нормативно-правовой фундамент энергоресурсосбережения. Это, прежде всего, закон Российской Федерации "Об энергосбережении", постановление Правительства Российской Федерации от 9 июля 1997 года "О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиям, организациям бюджетной сферы". Принципиальное значение имеет утверждение Правительством России в январе 1998 года Федеральной целевой программы "Энергосбережение России" на 1998-2005 годы с подпрограммой "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве".

Требования по повышению тепловой защиты зданий и сооружений, основных потребителей энергии, являются важным объектом государственного регулирования в большинстве стран мира. Эти требования рассматриваются также с точки зрения охраны окружающей среды, рационального использования невозобновляемых природных ресурсов и уменьшения влияния "парникового" эффекта и других вредных веществ в атмосферу. Нормы по тепловой защите зданий, введенные в России, гармонизированы с аналогичными зарубежными нормами развитых стран. Эти нормы содержат минимальные требования, и строительство многих зданий может быть выполнено на экономической основе с существенно более высокими показателями тепловой защиты, предусмотренными классификацией зданий по энергетической эффективности. Требования норм и правил прошли апробацию в большинстве регионов Российской Федерации в виде территориальных строительных норм (ТСН) по энергетической эффективности жилых и общественных зданий.

Проблема использования обоснованных технических решений и качественного выполнения работ возникает при наружном утеплении зданий, приобретающем в развитии программы энергосбережения широкое распространение во многих регионах РФ. Стремление заказчиков выполнить утепление с минимальными затратами часто приводит к необоснованному применению в конструкциях утепления материалов, не предназначенных для этой цели. Выбор материалов для наружного утепления зданий особенно усложняется в связи с появлением на отечественном рынке широкого перечня импортных материалов различного назначения с различными физико-техническими и эксплуатационными свойствами. Эти теплоизоляционные материалы характеризуются самими фирмами высокими техническими показателями, определенными по методикам экспортеров, часто отличными от методик России. Например, если провести простое сравнение показателей теплопроводности утеплителей, выпускаемых  по российским ГОСТ и ТУ, и показателей изделий фирм-импортеров, то можно сделать вывод, что импортные утеплители при той же плотности обладают более низким коэффициентом теплопроводности. Между тем, разницу в большинстве случаев можно объяснить отличиями в методике определения теплопроводности. Так, например, в России замер производят при 25о С, а за рубежом – при 10о С. Такая разница в граничных условиях может дать отличие  в результатах до 15% не в пользу отечественных утеплителей.

Для обоснованного применения импортных материалов в условиях России они должны быть испытаны по отечественным методикам и сертифицированы.          

1.3. Классификация теплоизоляционных материалов и изделий