Региональная структура потребления теплоизоляционных изделий на основе минеральной ваты несколько отличается от структуры производства. Характерной особенностью является то, что внутри основных регионов-производителей, как правило, потребляется не более половины произведенной минеральной ваты. Например, если доля Урала в производстве данного вида утеплителя составляет почти 30%, то его доля в потреблении немногим более 12%. Напротив, Центральный экономический район использует почти четверть всей потребленной продукции, производя менее 18% от общего объема выпуска. Сложившаяся структура производства и потребления в ряде случаев может способствовать удорожанию минераловатной продукции за счет транспортных расходов (рис.11).
Рисунок 11. Структура потребления минераловатных утеплителей по экономическим районам
1.8. Перспективы развития рынка
Экономический анализ работы отечественных и зарубежных фирм, производящих теплоизоляционные материалы, показывает, что такое производство является прибыльным бизнесом и остается одним из самых динамично развивающихся сегментов промышленности строительных материалов. Анализ роста цен за последнее десятилетие показывает, что стоимость теплоизоляционной продукции выросла в 10-12 раз, в то время как стоимость оборудования и капвложения в организацию ее производства выросли в 3-4 раза. Инвестиции на строительство объекта или установки по производству эффективного утеплителя окупаются через 1,5 – 2,5 года.
Анализ тенденций, сложившихся на рынке теплоизоляционных материалов позволяет прогнозировать его достаточно активное развитие. Увеличение потребления данного вида продукции в целом, и минераловатных теплоизоляционных материалов в частности, определяется рядом факторов к основным из которых можно отнести следующие:
1. Ужесточение нормируемых теплопотерь через ограждающие конструкции зданий, принятые Госстроем РФ.
2. Неравномерность распределения предприятий, выпускающих минераловатные теплоизоляционные материалы, по территории России, что является побудительным мотивом для создания в регионах собственных производств.
4. Сдвиг спроса строительного рынка в сторону высококачественных теплоизоляционных материалов.
5. Растущий спрос на «сэндвичпанели» с МВ-утеплителем высокого качества.
6. Фундаментальная переориентация строительной деятельности в сторону жилищного строительства, в том числе реконструкции жилого фонда, бизнес-строительства, сооружения зданий инфраструктурного назначения, элитного строительства.
7. Быстрота окупаемости инвестиций в производство теплоизоляционных материалов (1,5-2,5 года по данным ИТКОРа).
В этой связи представляет интерес оценка перспектив рынка теплоизоляционных изделий организациями, специализирующимися на такого рода исследованиях (таблица 5).
Таблица 5
Прогноз рынка теплоизоляционных материалов, млн. м³
Автор прогноза |
Срок прогноза |
Теплоизлоля-ционные материалы, всего |
Минераловатные теплоизоляционные материалы, в натуральном исчислении |
Институт экономики Сибирского отделения РАН |
2003-2004 |
14-15 |
7-7,5 |
ВНИИ Экономики строительных материалов |
2005 |
16 - 17 |
8-8,5 |
Госстрой РФ |
2005 |
- |
9-10 |
АО «Теплопроект » |
2010 |
25-30 |
- |
Анализ тенденций развития рынка теплоизоляционных материалов и мнений ведущих специалистов, работающих в отрасли, позволяет сделать выводы о возможной динамике структуры данного сегмента промышленности строительных материалов в ближайшие годы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.