Организация производства базальтоволокнистых утеплителей на металлургическом комбинате, страница 10

Региональная структура потребления теплоизоляционных изделий на основе минеральной ваты несколько отличается от структуры производства. Характерной особенностью является то, что внутри основных регионов-производителей, как правило, потребляется не более половины произведенной минеральной ваты. Например, если доля Урала в производстве данного вида утеплителя составляет почти 30%, то его доля в потреблении немногим более 12%. Напротив, Центральный экономический район использует почти четверть всей потребленной продукции, производя менее 18% от общего объема выпуска. Сложившаяся структура производства и потребления в ряде случаев может способствовать удорожанию минераловатной продукции за счет транспортных расходов (рис.11).

Рисунок 11. Структура потребления минераловатных утеплителей по экономическим районам

1.8. Перспективы развития рынка

Экономический  анализ  работы  отечественных и  зарубежных фирм, производящих теплоизоляционные материалы, показывает, что такое производство является прибыльным бизнесом и остается одним из самых динамично развивающихся сегментов промышленности строительных материалов. Анализ роста цен за последнее десятилетие показывает, что стоимость теплоизоляционной продукции выросла в 10-12 раз, в то время как стоимость оборудования и капвложения в организацию ее производства выросли в 3-4 раза.  Инвестиции на строительство объекта или установки по производству эффективного утеплителя окупаются через 1,5 – 2,5 года.

Анализ тенденций, сложившихся на рынке теплоизоляционных материалов позволяет прогнозировать его достаточно активное развитие. Увеличение потребления данного вида продукции в целом, и минераловатных теплоизоляционных материалов в частности, определяется рядом факторов к основным из которых можно отнести следующие:

1.    Ужесточение нормируемых теплопотерь через ограждающие конструкции зданий, принятые Госстроем РФ.

2. Неравномерность       распределения       предприятий,       выпускающих минераловатные   теплоизоляционные   материалы,   по   территории   России,   что является    побудительным    мотивом    для    создания    в    регионах    собственных производств.

  1. Актуальность проблемы энергосбережения.

4.  Сдвиг спроса строительного рынка в сторону высококачественных теплоизоляционных материалов.

5.  Растущий спрос на «сэндвичпанели» с МВ-утеплителем высокого качества.

6.  Фундаментальная переориентация строительной деятельности в сторону жилищного строительства, в том числе реконструкции жилого фонда, бизнес-строительства, сооружения зданий инфраструктурного назначения, элитного строительства.

7.  Быстрота  окупаемости  инвестиций в производство теплоизоляционных материалов (1,5-2,5 года по данным ИТКОРа).

В этой связи представляет интерес оценка перспектив рынка теплоизоляционных изделий организациями, специализирующимися на такого рода исследованиях (таблица 5).

 Таблица  5

Прогноз рынка теплоизоляционных материалов, млн. м³

Автор прогноза

Срок прогноза

Теплоизлоля-ционные материалы, всего

Минераловатные теплоизоляционные материалы, в натуральном исчислении

Институт экономики Сибирского отделения РАН

2003-2004

14-15

7-7,5

ВНИИ Экономики строительных материалов

2005

16 - 17

8-8,5

Госстрой РФ

2005

-

9-10

АО «Теплопроект »

2010

25-30

-

Анализ тенденций развития рынка теплоизоляционных материалов и мнений ведущих специалистов, работающих в отрасли, позволяет сделать выводы о возможной динамике структуры данного сегмента промышленности строительных материалов в ближайшие годы.