Вышеприведенные данные показывают, что в развитых странах Европы и Америки большое внимание уделяется качественному составу отработавших газов, что актуально и для Республики Беларусь.
Основным тяговым подвижным составом, используемым на БЖД являются тепловозы – локомотивы с дизелем в качестве силовой установки. В ближайшее время не предвидится существенного изменения в структуре парка тягового подвижного состава. Отработавшие газы тепловозных дизелей создают угрозу здоровью людей, по тем или иным причинам находящихся в непосредственной близости от железнодорожных путей, по которым осуществляется движение. Так же подвергается опасности здоровье жителей населенных пунктов, в которых расположены железнодорожные узлы.
В сложившейся ситуации одним из действенных направлений по снижению токсичности отработавших газов тепловозов является внедрение контроля за составом отработавших газов в ходе реостатных испытаний на базе пунктов экологического контроля (ПЭК) совмещенными с ПРИТ.
Вместе с тем, наличие в отработавших газах дизелей в определенных количествах тех лили иных элементов и их химических соединений может свидетельствовать о неудовлетворительном состоянии двигателя и, прежде всего, о потере мощности, снижении коэффициента полезного действия, о неисправностях топливной аппаратуры, аппаратуры воздухоснабжения, цилиндро-поршневой группы дизеля. Определив дымность, содержание СО, NOx и СН можно, например, в процессе реостатных испытаний отрегулировать агрегаты дизеля, из-за которых произошло отклонение от норм указанных компонентов, улучшив этим не только экологические показатели тепловоза, но и его теплотехнические параметры – экономичность и мощность.
Внедрение экологического контроля тепловозов позволит лучше и более полно настраивать дизель, используя дополнительно к вольтамперным измерениям, показатели дымности и показания газоанализатора. Мастер реостатных испытаний по отклонениям указанных параметров от нормативов сможет настраивать топливную аппаратуру и систему воздухоснобжения. Появляется возможность улучшения вместе с экологическими характеристиками тепловозного дизеля его тепломеханического состояния, что должно положительно сказаться на расходе топлива.
Следует отметить, что внедрение ПЭК позволит уменьшить величину экологических платежей БЖД.
В таблице 1.7 представлены сведения о величине выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников БЖД за 2006 год. Из нее видно, что большая часть выбросов приходится на тепловозный парк дороги, в точности в среднем 92,4 %.
Таблица 1.7 – Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников Белорусской железной дороги |
|||||
Загрязняющие вещества |
Всего выбросов, т |
Выбросы локомотивов, т |
Выбросы локомотивов в процентах от общего, % |
Выбросы автотранспорта, т |
Выбросы автотранспорта в процентах от общего, % |
Окись углерода |
33842,9 |
29240,88 |
86,4 |
4602,025 |
13,7 |
Углеводороды |
14054,78 |
12865,99 |
91,5 |
1188,795 |
8,5 |
Двуокись азота |
8753,26 |
8187,445 |
93,5 |
565,815 |
6,5 |
Сажа |
3676,956 |
3508,905 |
95,4 |
168,051 |
4,6 |
Серы диоксид |
4911,44 |
4678,54 |
95,3 |
232,9 |
4,7 |
В таблице 1.8 представлены данные о величине платежей использование природных ресурсов (экологические платежи) Белорусской железной дороги за 2006 год. Исходя из этих данных, можно высчитать, что платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферных воздух от передвижных источников за 2006 год составили 83,8 % от общей суммы платежей за использование природных ресурсов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.