Анализ технологического процесса реостатных испытаний тепловозов с электрической передачей. Развитие ремонтной базы локомотивного хозяйства Белорусской железной дороги, страница 19

Данный тип газоанализаторов эксплуатируется при температуре окружающего воздуха от   минус 5 до плюс 450С, относительной влажности воздуха до 95 % при температуре 200С, максимальной концентрации пыли в дымовом газе – 20 г/м3.

Технические данные по сенсорам «Testo»-350 XL представлены в таблице 3.1.

Таблица 3. 1 – Технические данные сенсоров «Testo»-350 XL

Сенсор

Диапазон измерения

Погрешность

Разрешение

О2

0 – 25 об. %

± 0,2 об. %

0,1 об. %

СО

0 – 10000 ppm

± 5 % от измеренного значения (100 – 2000 ppm)

± 10 % от измеренного значения (2001 – 10000 ppm)

± 5 ppm (0 – 99 ppm)

1 ppm

NO

0 – 3000 ppm

± 5 от измеренного значения

(100 – 1999,9 ppm)

± 10 от измеренного значения (2000 – 3000 ppm)

± 5 ppm (0 –99 ppm)

0,1 ppm

СН

100 – 40000 ppm

не более 400 ppm

(100 – 4000 ppm)

не более 10 % от измеренного значения (4000 – 40000 ppm)

10 ppm

3.1.2  Приборы измерения дымности отработавших газов

Компоненты отработавших газов, образующиеся в результате сгорания моторных топлив, за исключением окиси азота, теоретически являются прозрачными и бесцветными. Выброс окрашенных и утративших прозрачность отработавших газов свидетельствует о неудовлетворительности протекания процесса сгорания.

Наличие в отработавших газах углерода в виде мелких частиц сажи размером в несколько десятков микрометров, а также мельчайших капелек топлива является свидетельством неполного и некачественного сгорания топлива и вызывает окрашивание отработавших газов. Несгоревшие молекулы углеводородов придают им голубой оттенок, а сажа - черную окраску. Сажа адсорбирует большое количество ароматических углеводородов и поэтому представляет собой опасный токсичный компонент.

Способность молекул сажи к поглощению и рассеиванию света зависит не только от их количества, но и от их размеров. Поэтому между количеством сажи в отработавших газах, их задымленностью и окраской не существует однозначной зависимости. Следовательно, определить качество процесса сгорания только на основании визуальной оценки задымленности и окраски отработавших газов можно только приближенно.

Все известные и применяемые методы оценки степени дымности отработавших газов основаны на принципе оптического измерения их прозрачности или на измерении содержания в них частиц сажи, осаждаемой на поверхности фильтровальной бумаги, через которую пропускаются отработавшие газы. При последнем методе, который использован в дымомерах Боша, степень дымности отработавших газов определяют посредством оценки почернения поверхности бумаги. Наиболее распространенным дымомером, основанным на принципе измерения разницы поглощения света облаком отработавших газов и воздуха, является дымомер Хартриджа. Этот прибор имеет шкалу, разделенную на 100 ед. За единицу принята степень ослабления интенсивности светового потока на 1%. Правильность показаний прибора периодически проверяют посредством эталонного фильтра, соответствующего задымленности в 50 ед. Дымомеры данного типа характеризуются высокой стабильностью и объективностью показаний.

При выборе дымомера следует руководствоваться  следующими основными критериями: соответствие поставленной задаче, стоимость, надежность и удобство эксплуатации, наличие сертификата Республики Беларусь об утверждении средств измерений и регистрации в Государственном реестре.

. После анализа предлагаемых приборов для экспресс-анализа  дымности отработавших газов тепловозов я сделал вывод о том, что для использования на пунктах экологического контроля в качестве дымомера возможно использование следующих приборов – индикатор непрозрачности тепловозный оптический ИНТ-4, измеритель непрозрачности отработавших газов автомобилей оптический  ИНА-109, измеритель дымности отработавших газов дизелей оптический ЛМ СИ-90 (используемые в РФ на ПЭК), дымомер МЕТА-01 МП 0.2ТК (производство НПФ «МЕТА»), дымомер оптический ДО-1 (производстово «БелОМО»), дымомер СМОГ-1(производство СПО «Аналитприбор»).