Комплекс операций, предназначенных для восстановления работоспособности узла или в целом электровоза. Виды физического износа деталей и узлов электровоза, страница 9

Изношенные детали списывать или браковать неэкономично, т. к. стоимость их восстановления меньше  стоимости изготовления, поэтому экономически целесообразно не допускать полного износа, а восстанавливать при производстве ТР. Методы восстановления весьма разнообразны. Они определяются материалом детали, габаритом, весом, характером износа, производственными возможностями депо и экономическими соображениями.

12 Основные виды восстановления.

1)  Механической и слесарной обработкой (обтачивание, развертывание, шлифование). Деталь при этом получает новую геометрическую форму или новый ремонтный размер.

2)  Методом правки придаются первоначальные формы детали без распределения металла между элементами (правка валов, балок, тяг, листов обшивки эл-зов)

3)  Методы восстановления давлением (осадка, раздача, вдавливание, обжатие). При этом восстанавливаются номинальные размеры и правильная геометрическая форма

4)  Метод восстановления с присадкой материала. Заключается в нанесении на изношенные места присадочного метала с помощью наплавки, напыления, электролитически  с последующей механической обработкой под номинальный ремонтный размер

5)  Методы восстановления структуры деталей (отжиг, закалка, цементация, азотирование, хромирование, упрочнение наклепом, восстановление св-в изоляции пропиткой

13 Методы восстановления деталей механической и слесарной обработкой.

Специфическим для ремонтного производства является восстановление изношенных деталей с применением специальных промежуточных деталей, втулок, накладок. Тех. процесс состоит из: подготовка изношенных поверхностей для установки дополнительных деталей. Плоские  поверхности фрезеруют или шлифуют для установки накладок, при необходимости обрабатываемую поверхность обрабатывают отжигом. Изготовление новой детали осуществляется соединением дополнительной детали с основной (прессовая посадка, на резьбе или закрепление сваркой). Необходима механическая обработка рабочей поверхности под требуемый размер (номинальный). Таким методом ремонтируют узлы рамы кузова, тележек, тормозной рычажной передачи.

Достоинства: возможность восстанавливать детали с большим износом и высокое качество восстановления.

Недостатки: снижение общей прочности деталей.

14 Методы правки деформированных деталей.

Методы правки зависят от геометрии и массы детали, а так же ее материала. Балки, валы, тяги правят методом кузнечной правки под молотом или прессом. В холодном состоянии с помощью струбцин, распорками, стяжками, при этом используют внешний подогрев. Температура подогрева 600-700 0 С.

Тонколистовые конструкции обшивки можно править непосредственно на кузове или в снятом виде. Для правки обшивки без ее снятия используют выколотку молотками, но после остаются бухтины от ударов. Лучший результат получается когда правка идет с применением нагрева листов обшивки с пламенем газовой горелки. Хороший результат правки обшивки дает на специальных правильно-гибочных прессах.


15 Восстановление деталей наплавкой

Наплавка – процесс нанесения на изношенную поверхность слоя расправленного присадочного материала.

Методы электродуговой сварки:

·  открытой дугой

·  под слоем флюса

·  в защитной атмосфере газа

Методы наплавки широко применяются при ремонте ТПС. На электровозе восстанавливаются рамы тележек , элементы кузова, детали тормозной рычажной передачи.

Технологический процесс наплавки состоит из 3 операций:

1.  подготовка поверхности к наплавки (пескоструйка, разделка кромок)

2.  наплавка – нанесение слоя металла

3.  обработка (механическая, термическая и т.д.)

Недостатки: нарушение поверхности основного металла электрической дугой, появление очагов концентрации напряжений, снижение усталостной прочности металла. Для устранения недостатков используют отжиг деталей до Т =  7000С.

Разновидностью наплавки является заварка трещин, отверстий в деталях.

Тех. процесс: обнаруженные трещины предварительно зачищают до металлического блеска, затем разделывают, вырубают металл по границе  трещин. Перед самой заваркой зону трещин подогревают до Т ниже структурных изменений.