Комплекс операций, предназначенных для восстановления работоспособности узла или в целом электровоза. Виды физического износа деталей и узлов электровоза, страница 11

Медь, алюминий и их сплавы образуют прочную окисную пленку в естественных условиях эксплуатации. Эти металлы не требуют защиты от коррозии. Детали, изготовленные из таких материалов достаточно обезжирить, протравить и покрыть нитролаком.

Кроме указанного способа защиты применяют горячий способ защиты деталей. Деталь обезжиривают, травят, а затем погружают в расплавленный присадочный металл, который покрывает основной и сцепленный с ним слой. Наибольшее распространение получило лужение (покрытие оловом контактных поверхностей). Достоинства: простота, хорошее сцепление, минимальные затраты.

18 методы восстановления структуры и физико-механических св-в деталей.

Детали эл-за при изготовлении подвергают различным видам обработки.

В процессе эксплуатации происходит не только поверхностный износ детали, но и внутри происходят структурные изменения, приводящие к снижению прочности и следовательно работоспособности. В ремонтной практике используют те же виды упрочняющих технологий, что и на заводах: термообработка, химико-термические методы, механический наклеп.

Термообработка – основной вид восстановления структуры и физико-механических св-в.

Общее повышение механических св-в, снятие внутренних напряжений, выравнивание состава материала по всему объему достигается отжигом (нормализации и улучшении металла).

Отжиг – нагрев детали до температуры перекристаллизации, выдержка при этой температуре до окончания структурных превращений и медленное охлаждение вместе с печью.

Нормализация – отличается тем, что деталь охлаждается на воздухе при температуре цеха. Отжиг и нормализация приводят к получению более мелкого зерна, при этом сохраняются высокая твердость и повышается ударная вязкость.

Улучшение – процесс термообработки, состоящий из закалки с последующим высоким отпуском. Стальные детали, работающие на истирании и ударную нагрузку для повышения твердости, износостойкости , ударной вязкости подвергают различным видам закалки.

Закалка – нагрев детали, выдержка при этой температуре для фазовых превращений и быстрое охлаждение. Для повышения твердости и износостойкости только поверхностных слоев детали, работающих на истирание, ударную нагрузку применяют поверхностную закалку.

Нагрев поверхностного слоя производят пламенем газовой горелки, а охлаждение в воде или масле.

В последние годы широкое распространение получил метод нагрева детали ТВЧ, т.е деталь нагревается за счет индуцирования вихревых токов переменным магнитным полем.

В качестве источника питания применяют машинные генераторы с частотой 10000 Гц. Такой ток подается в рабочий инструмент –индуктор, представляющий из себя полую медную трубку нужной конфигурации.

Рабочий орган – это индуктор. Он выполнен по форме закаливаемой детали из красной меди в виде полой трубки. Его используют для нагрева и охлаждения детали.

Техпроцесс ТВЧ:

1)  установка индуктора необходимой формы

2)  укрепление детали

3)  нагрев детали до требуемой температуры

4)  отключение нагрева и подача воды

5)  съем детали и индуктора

Поверхностная закалка дает возможность получения деталей с высокой поверхностной твердостью и износостойкостью при вязкой сердцевине. При этом деталь не коробится. Достоинства : высокая производительность.


19 Химико-термические способы упрочнения.

1)  цементация деталей

2)  цианирование

Цементации подвергают детали из малоуглеродистой стали, которые работают на истирание.

Содержание углерода в деталях не должно превышать 0,8-0,9%. Толщина упрочненного слоя 1-3 мм. Цементация производится с помощью твердого или газообразного.

Цианирование – насыщение поверхностного слоя азотом. Упрочнению подвергают детали низкоуглеродистые. Температура нагрева 700о С. Состав газа : 70% углерода и 30% аммиака.

20 Механический наклеп.

Заключается в накатывании роликами поверхности детали (буксовая шейка, ось, моторно-осевой подшипник и т.д.). При накатывании деталь вращается в центр станка, приспособление перемещается вдоль сои детали. Обкатывание ведется при обильной подаче смазки. Глубина обкатки может достигать 10-12 % от радиуса.