Комплекс операций, предназначенных для восстановления работоспособности узла или в целом электровоза. Виды физического износа деталей и узлов электровоза, страница 13

1)  удаление из лака растворителей;

2)  твердение (полимеризация).

В соответствии с этим сушка делится на две стадии:

1) температура медленно поднимается до 70-80 о С. Она достаточна для удаления летучих веществ;

2) твердение смолы составляющей основы лака.

Максимальная температура зависит от типа изоляции:

- 120-130о  - для класса А;

- 150-160о – для класса В;

- 190-200о – для С.

Процесс твердения идет при наличии кислорода, воздуха. Сушка требует соблюдение режима вентиляции, иначе возможен взрыв летучих в-в. На первом часу сушки необходимо удаление воздуха.

Компауды – сплавы битумов, обезвоженного льняного масла и канифоли. Компаудировка явл. более совершенным процессом пропитки по сравнению с пропитками лаками. Расплавленный компауд проникает в пустоты, полностью их заполняет и при охлаждении не делает усадки. Для отвердевания достаточно охладить катушку до температуры цеха. Изделие становится монолитным, обладает высокой влагостойкостью, теплопроводностью, диэлектрическими свойствами, имеет более высокую механическую прочность.

Недостатки: сложное оборудование, пластичность компауда при высокой температуре.


22 Методы лакокрасочных покрытий.

Окраска кузова эл-за отдельных узлов имеет 2 цели:

·  защита от коррозии

·  предание красивого внешнего вида

Красивый внешний вид явл. результатом необходимой соответствующей подготовки изделия под окраску. Выбора колера краски и способов отделки после окраски.

Защита от коррозии обеспечивается плотным сцеплением пленки краски с окрашиваемой поверхности. Такое плотное сцепление препятствует доступу влаги и воздуха. Условия работы краски достаточно в сложных условиях, содержание агрессивной среды, переменной влажности, динамические колебания , различные линейные расширения краски, механические воздействия частиц песка.

Требования к краске: слой краски должен быть прочным, эластичным, стойки к солнечным лучам, иметь гладкую поверхность, не содержать пыль и грязь. Процесс окраски кузова явл. одним из самых трудоемких и длительных процессов, влияющих на простой в ремонте. Слой краски должен сохранять внешний вид и защитные св-ва длительное время.

Разные элементы эл-за работают в различных условиях.

Окраску можно производить в помещениях цеха не ниже 18оС и относительной влажности около 70%, температура краски, воздуха в помещении и деталей должны быть одинаковы. Воздух в помещении цеха не должен быть запылен. Режим сушки после окраски должен быть регулируемым. Эти условия невозможно выполнить в условиях цеха, поэтому окраску ведут в специальных камерах.

Техпроцесс окраски зависит от вида ремонта. При малых ремонтах работы по кузову ограничиваются расчичткой или поправкой,  обновление по старой окраске. Такой техпроцесс наз. «малой окраской». На больших ремонтах краска заменяется полностью. Такой вид окраски наз. «большой».

Работы по окраске делятся на три группы:

1.  наружная окраска кузова

2.  внутренняя окраска кузова

3.  подкузовная поверхность

Техпроцесс: подготовка поверхности, грунтовка, шпатлевка, шлифовка, выявительная окраска и выправка, окончательная окраска, лакировка, художественная отделка, промежуточная и окончательная сушка.

Подготовка поверхности заключается в снятии старой краски, очистки от ржавчины, грязи, жировых пятен влаги. Названные компоненты ухудшают прилипание и способствуют быстрому отслоению. Окалина менее эластична, чем металл. При деформации откалывается, способствует возникновению коррозии. Пыль и грязь вызывают шероховатость, неровность. Влага ухудшает сцепляемость, а жировая пленка затрудняет равномерное нанесение краски. Для удаления старой краски применяют химические и механические методы очистки. Из химических способов широко применяются пасты, в состав которых входят каустическая сода – 7%, негашеная известь вместе с мелом – 13% и водная основа. Слой пасты наносят на поверхность 1-1,5 мм и выдерживают 1-2 часа, после чего краска очищается, поверхность моется водой с хозяйственным мылом, обезжиривается уайтспиритом и продувается теплым воздухом.  Ручная очистка малоэффективна (гидропескоструйка) . Окончательную очистку производят наждачным кругом с последующей очисткой растворителем.