Комплекс операций, предназначенных для восстановления работоспособности узла или в целом электровоза. Виды физического износа деталей и узлов электровоза, страница 2

2)  Усталостный – появляется у деталей, работающих при переменных нагрузках, вибрациях. Он проявляется в виде микротрещин, их медленном развитии и внезапном разрушении. Способ избавления:  шейка  оси буксы роликом под нагрузкой гантель сжимается  материал уплотняется и продляется срок службы материала и этот способ называется накатыванием.  Усталостные трещины мало заметны, обнаруживаются спец.методами дефектоскопии, возникают в местах концентрации напряжений в виточках , гантелях, в задирах. Является малоизученным и требует специалистов.

3)  Химический – это разрушение материала в результате химического взаимодействия с реогентами О.С. присутствие кислот или щелочей и их соединение с металлом деталей в присутствии кислорода, воздуха и воды.

4)  Электрохимический -  разрушение поверхности в присутствии электрического тока, атомарный износ (буксы на эл-зах).

5)  Электроэрозионный – разрушение деталей, работающих в сильно электрическое поле (дуговой разряд, искрение щеток о коллектор, всевозможные контакты). Эрозия деталей зависит от времени разрыва, силы тока, усилия нажатия, интенсивности дугогашения, степени чистоты поверхности, своевременности зачистки контактных поверхностей, числа включений и отключений в единицу времени.

6)  Тепловой – разрушение материала деталей под воздействием перегрева или пониженной температуры (изоляция, резиновые детали, металлы). Есть интервал +, где тепловой износ минимальный. При отклонениях от этого интервала износ резко возрастает, а прочность снижается (оплавление силовых конденсаторов, оплавление коллектора, щеткодержателей, обугливание изоляции при низких температурах, резко снижается прочность резиновых изделий, отделяется краска кузова).

7)  Старение  - вид износа, заключающийся в постепенном  во времени ухудшении свойств материала (упругость, электрическая и механическая прочность меняется, теплопроводность ухудшается, появляется наклеп.) При появлении наклепа изменяются свойства материала. В результате наклепа происходит обрыв проводников в электрических проводников, электрических цепях. Старение изоляции связано с изменением её эластичности. Эластичность изменяется быстрее. Лакокрасочные покрытия также теряют эластичные свойства, растрескиваются, расслаиваются.

8)  Биологический – разрушение деталей под воздействием микроорганизмов (окраска изоляции, деталей интерьера кабины). Этот износ возрастает с повышением температуры и влажности. Практически износ деталей эл-за происходит под воздействием целого ряда разрушающих факторов, но 1-2 факторы являются определяющими, а остальные дополнительными. Имеются данные с помощью которых можно установить определенные закономерности: а) детали механического оборудования подвергаются механическому, усталостному или электрохимическому износу; б) электроконтактные подвергшиеся электроэрозионному и механическому износу; в) детали с изоляционными материалами подвержены тепловому и химическому износу; г) резиновые – подвержены старению и тепловому износу.

Статистикой установлено, что на эл-зе порядка 85-90% неисправностей связано с износом детали превышающими эксплуатационный допуск , а 10-15 % связан с недостаточной плотностью. Элементы металлических кузовов: рама, каркас, обшивка изготавливаются из углеродистой стали, а для защиты от коррозии окрашивают красителями. Большая часть повреждений кузовов электровоза связано с разрушением лакокрасочных покрытий. Усталостные разрушения в несущих элементах деформации деталей, повреждение ходовых частей электровоза с тележкой, буксы, деталей рессорного подвешивания, тяговая передача связана с механическим износом и усталостным разрушением. Большое количество деталей ходовых частей подвергается усталостному износу из-за циклических нагрузок (в балках тележек, в районе швов, на осях КП на шейке, в зубьях шестерен тягового редуктора). В листовых и цилиндрических рессорах. Валики, втулки тормозной передачи поверхности пятников, опор.