Комплекс операций, предназначенных для восстановления работоспособности узла или в целом электровоза. Виды физического износа деталей и узлов электровоза, страница 4

Снижению износа способствует своевременная ревизия оборудования, подтяжка ослабших креплений. Герметизация узлов трения. Наблюдение за системой смазки. Соответствие  сортов смазки условиям эксплуатации. Своевременные добавления или смена смазки, очистка узлов от пыли и грязи, продувка и сушка ТЭД, зачистка контактных деталей, проверка сопротивления изоляции, своевременная пропитка изоляции. Система технического обслуживания должна учитывать режим эксплуатации. Большое влияние на интенсивность износа узлов эл-за оказывают климатические условия (летом при высоких температурах ухудшается условия смазки узлов, вследствие ее выдавливания и переходы деталей к полусухому трению убыстряется процесс старения изоляции; в дождливую погоду усиливается коррозия, увеличивается число случаев пробоя изоляции ТЭД, наблюдается повышенный износ токоприемников. В зимнее время при отрицательных температурах становятся более хрупкими детали из резины и пластмасс, ухудшается окраска кузова, замерзает конденсат в трубах, увеличивается нагрузка на токоприемник, контактный провод  и т.д. ). Перед наступлением зимы необходима смена смазки с летней на зимнюю (апрель, май, сентябрь – наиболее благоприятные). Для повышении износостойкости и при производстве ремонтов применяют различные методы упрочняющие технологии:

- механические

- термические

- химикотермические

- электролитические

-электроискровая обработка и др.

Эти методы позволяют резко увеличить свойства материала по всему объему детали или увеличить  износостойкость только тех участков, которые подвергаются непосредственной износостойкости.

Механические методы упрочнения:

1)накатка роликами.

2) дробеструйный наклеп.

При таких способах обработки в поверхностном слое образуется наклеп, уплотнение деталей. Этот  слой имеет повышенную твердость, прочность, повышенное сопротивление к коррозии и износоустойчивость.

Повышение прочности объясняется появлением при наклепе в поверхностном слое внутренних напряжений сжатия, которые в процессе работы постепенно исчезают и потом появляются напряжения растяжения. Нажатия, предел прочности материала гораздо больше, чем на растяжении, а от  уменьшения коррозии зависит исчезновение захлопывания трещин.

Термическая обработка

Дает улучшение нескольким механическим свойствам материала: твердости, ударной вязкости, упругости. Происходит перекристаллизация материала, выравнивание химического состава по всему объему детали, снижение внутренних напряжений, связанных с неравномерным и быстрым охлаждением отливок и поковок, ликвидации наклепа металла в результате старения при длительной эксплуатации. В       ремонтной практике широко применяют поверхностную закалку, которая дает возможность повышать твердость и износоустойчивость детали при сохранении вязкой сердцевины.

Химико-термические методы- это насыщение поверхности детали легирующими элементами с целью повышения износостойкости, коррозионной стойкости и др. св-в. Например : цементация – насыщение поверхностного слоя углеродом, азотирование – насыщение поверхностного слоя азотом, цианирование – насыщение углеродом и азотом, хромирование- поверхностная обработка, силиционирование – насыщение кремнием. В практике ремонта локомотивов наибольшее распространение получили цементация и ционирование. Важным методом в упрочняющей технологии явл. покрытие деталей различными элементами, материалами для создания защитной пленки, которая препятствовала бы доступу на поверхности материала воздуха и влаги. Названные покрытия могут быть гальванические, химические, пластмассовые, лакокрасочные.

По назначению покрытия разделяют на следующие виды:

1.  противокоррозионные

2.  декоративно-защитные, имеющие цель придать изделию красивый внешний вид и одновременно защитить изделие от коррозии

3.  износоустойчивые покрытия (хромирование)

4.  электроизоляционные св-ва – для предохранения изоляции от старения при работе в окислительной среде и от разрушающего воздействия эл. дуги

5.  контактные покрытия – для уменьшения сопротивления двух контактов (лужение, цинкование, серебрение)